Даниэль де Сант-Этьен
Stop the World – I Want to Get Off (с)
Вчера вместе с Кийомори посмотрел «Скотт Пилигрим против всех».

В целом фильм мне понравился: он немного странный, но очень весёлый, там много интересных моментов и обаятельных персонажей, вроде Найвз, подружки главного героя, и его соседа-гея Уоллеса, хорошая музыка, а сюжет, несмотря на простоту, увлекает. Единственное, впечатление от «Скотта Пилигрима» мне несколько подпортила концовка. Конечно, с одной стороны, она вполне логична с точки зрения сюжета, построенного по принципу «герой весь фильм сражается за что-то, и в конце должен это что-то получить». Скотт влюбляется в Рамону, но, чтобы получить право быть с ней, должен победить её семерых злых бывших. Он это делает, и, как следствие, получает заслуженную награду. И всё было бы прекрасно, если бы ни сам образ Рамоны, которая, как неоднократно намекают зрителю, награда весьма сомнительная. Честно говоря, я ожидал, что в финале Скотт сумеет взглянуть на неё под тем же углом, под которым видят её зрители, и как-нибудь пересмотрит свои приоритеты, тем более, что под конец он начинает это делать, либо его поведение заставит измениться саму Рамону, что сделает её менее неприятной. Но обо всём по порядку.

Начну с того, что сам Скотт кажется мне довольно симпатичным персонажем. Да, в некоторые моменты он поступает не слишком правильно, но в общем и целом это вполне положительный герой, и все его ошибки связаны скорее с нерешительностью и страхом испортить отношения с окружающими. Скотт вполне осознаёт, что в определённые моменты поступает неправильно и мучается из-за этого либо пытается убедить себя в том, что никакой проблемы нет, просто потому, что не знает, как выйти из сложившейся ситуации, либо боится сделать её ещё хуже. То есть все его действия вызывают скорее понимание, чем осуждение.

С самого начала фильма зрителю дают понять, что представляет из себя Скотт: он не уверен в себе и никак не может пережить расставание с девушкой, о чём ему говорят и друзья, с которыми он играет в группе, и сестра. При этом он встречается со школьницей-китаянкой Найвз, которая младше его лет на пять. Несмотря на то, что Скотта (да и его друзей тоже) смущает разница в возрасте, а Найвз время от времени ведёт себя очень по-детски и даже несколько импульсивно, их отношения показаны в положительном ключе. В компании девушки Скотт отдыхает, отвлекаясь от своих проблем, и во многих вопросах они с Найвз на одной волне. Им весело вместе, кроме того, девушке нравится музыка его группы: несмотря на то, что их коллектив не слишком популярен, Найвз решает поддерживать их и не боится это показывать. Единственное, что во всей этой ситуации смущает Скотта, так это отсутствие какой-либо физической составляющей отношений, однако, он не решается об этом даже намекнуть.

Казалось бы, всё в жизни героя складывается неплохо, но тут на горизонте появляется Рамона, в которую Скотт влюбляется с первого взгляда. Вначале Скотт видит во сне пустыню и девушку на роликах, а затем, отправившись в библиотеку вместе с Найвз, видит роллершу в живую. Понятно, что сам герой полностью очарован вызывающей внешностью девушки, а вот зритель может задаться вопросом, почему встреча во сне происходит именно в пустыне? Всё-таки для большинства этот образ носит скорее негативную окраску, поскольку связан с отсутствием жизни, одиночеством. Конечно, возможно, так создатели фильма пытаются намекнуть на одиночество самого Скотта, но фильм убедительно даёт понять, что главный герой как раз не одинок, вокруг него полно людей, которые так или иначе заинтересованы в нём и пытаются по-своему его поддерживать. Следовательно, пустыня имеет отношение к Рамоне, и из того, что происходит далее, становится ясно, что этот образ ей действительно подходит.

Скотт, несмотря на многочисленные предупреждения о том, что не стоит этого делать, пытается познакомиться с Рамоной и в итоге даже отправляется с ней на прогулку. При этом, если прогулки Скотта с Найвз показаны живыми и весёлыми, то здесь его можно только пожалеть. Рамона, хотя и соглашается с ним встретится, демонстрирует полнейшую незаинтересованность в общении. Она пытается выглядеть крутой и таинственной, Скотт на это ведётся, и выглядит, надо сказать, довольно жалко. Далее герои оказываются у Рамоны дома. Честно, эти моменты в фильме показались мне похожими на моменты из «Чтеца», вышедшего в прокат за два года до «Скотта», и, возможно, являются отсылкой к нему. Рамона угощает замёрзшего Скотта чаем и предлагает принести одеяло, но вместо этого «случайно» начинает переодеваться, «случайно» не закрыв дверь (в «Чтеце» похожая сцена действительно является случайностью, одна герой также видит героиню переодевающейся у неё дома). После чего Скотт закрывает глаза, а, открыв их, обнаруживает, что полураздетая Рамона обнимает его (после того, как Ханна приносит Махаэлю полотенце, он обнаруживает, что она полностью раздета), дальше всё идёт к тому, что герои займутся любовью, но в последний момент Рамона заявляет, что передумала. Скотт опять ведётся, но, как по мне, здесь становится очевидно, что Рамона над ним издевается. Да, девушка имеет право передумать, и Скотт ведёт себя очень корректно, не настаивая на продолжении. Но. Рамона не передумывает, в её поведении нет ничего, что может заставить зрителя подумать о том, что она испытывает к Скотту хоть какие-то чувства. По сути, она просто играет с ним, но не более того.

После всего случившегося Скотт понимает, что его отношениям с Найвз пришёл конец, но не может найти в себе силы с ней объясниться, в результате чего обе девушки приходят на концерт его группы. И тут у зрителя появляется возможность сравнить обеих девушек и их отношение к герою: конечно, в этих моментах подчёркивается разница в возрасте между ними, но показывается и их уровень заинтересованности в происходящем. Найвз искренне переживает за Скотта и его друзей, ей действительно нравится то, что они делают, в то время как Рамоне откровенно наплевать. Как становится ясно из происходящего дальше, её вообще не интересует ничего, кроме собственной персоны, а на окружающих она смотрит свысока, хотя в ней нет ровным счётом ничего, что бы дело её особенной.

Здесь же впервые дают о себе значить бывшие Рамоны, с которыми Скотт должен драться. А вместе с ними появляются некоторые важные детали: во-первых, Рамона о своих прошлых отношениях, а во-вторых оказывается, что побеждённые бывшие превращаются в россыпь монеток. Несмотря на то, что эти моменты носят игровой характер, они, как мне кажется, важны для понимания сути происходящего.

Для начала, о прошлом Рамоны. Каждый раз, когда речь заходит о её бывших, Рамона активно пытается выставить всё в свете «не виноватая я, он сам пришёл», придумывая какие-нибудь оправдания тому, почему она встречалась с тем или иным человеком, делая упор на том, что всё это было недолго и несерьёзно. Исключением становится, пожалуй, только Гидеон, но об этом отдельно. Да, ей неприятно видеть своих бывших, но ничего, кроме отвращения, она не испытывает. Ни раскаяния, ни каких-либо переживаний. При этом, когда в истории появляется бывшая девушка Скотта, Энви, становится ясно, что они оба продолжают переживать из-за разрыва и пытаются как-то найти себя, устроить свою жизнь. Энви стала известной, но она одинока, и, честно говоря, этот персонаж, несмотря на изначально негативное впечатление и небольшое количество экранного времени, вызывает куда больше сочувствия, чем Рамона, которой, как уже было сказано выше, на всё и всех глубоко плевать. При чём это выражается даже в сценах поединков, когда друзья так или иначе поддерживают Скотта либо стараются хотя бы не мешать, потому что его отношения их всё-таки не касаются и они не обязаны лезть в разборки с бывшими. А Рамона? Рамона в лучшем случае смотрит на всё это с выражением полнейшей скуки на лице. Единственный раз, когда она сама влезает в драку, даёт понять, что она сама не так то и крута, как хочет казаться, плюс после этой самой драки происходит сцена, полностью раскрывающая её характер.

После нападения очередного бывшего, а точнее, на этот раз, бывшей, Скотт задаётся логичным вопросом, за что ему всё это и почему Рамона не могла бы предупредить его о том, что его ждёт. На что Рамона начинает обижаться и пытается выставить виноватым в ситуации самого Скотта. То есть вместо того, чтобы признать свою вину и поддержать Скотта, как сделал бы на её месте любой нормальный человек, Рамона выставляет жертвой себя и начинает переводить стрелки, заставляя героя чувствовать виноватым себя, хотя объективно всё как раз наоборот. На этом месте я начал желать бедному парню поскорее одуматься и бросить эту эгоистичную стерву, но Скотт, увы, прислушиваться ко мне не стал.

Что касается монеток, то, как и пустыня, этот образ тоже выглядит довольно неоднозначным. С одной стороны, это отсылка к компьютерным играм, в которых побеждённый противник исчезает, оставляя после себя нечто, что герой может подобрать (те же монеты). Но ещё, на мой взгляд, это своеобразный намёк создателей фильма на то, что представляют из себя бывшие. В отличие от других героев, показанных очень живыми, имеющих свои привычки, переживания и мотивы, бывшие — довольно карикатурны. В них нет ничего, кроме внешних образов, пустой блестящей оболочки, которая превращается в монетки, рассыпаясь. При чём, несмотря на количество, монетки эти мелкие, о чём свидетельствует отношение к ним персонажей (а Скотт в один из моментов жалуется, что этих денег не хватает даже на автобусный билет). И тут важно учесть, что Рамона и её бывшие — из одного мира. Есть ли в ней что-то, кроме блестящей оболочки, которая может рассыпаться, если присмотреться к ней внимательнее? Пожалуй, нет.

Так или иначе, Скотт доходит до финального противника, продюсера Гидеона Грейвса, единственного из всех бывших, в которого Рамона, по её словам, была влюблена. Что из себя представляет Гидеон? Это богатый, властный, самовлюблённый человек, начинающий интересоваться Рамоной только после того, как она начинает пытаться от него уйти. Красноречиво, не правда ли? У Гидеона и Рамоны, на самом деле, много общего, но даже этот персонаж вызывает больше симпатии, чем сама девушка. Он довольно забавен и, кроме того, не пытается строить из себя жертву или что-то вроде того. А бой с ним наглядно демонстрирует эволюцию Скотта и его друзей. Скотт обретает уверенность в себе, находит в себе силы уладить отношения с людьми, которые его поддерживали несмотря на то, что в какие-то моменты он поступал с ними не слишком красиво. Кроме того, появляется ставшая бойцом и явно повзрослевшая Найвз, которая решает выступить на стороне Скотта несмотря на то, что он её бросил. В итоге Гидеон оказывается побеждён, Скотт улаживает отношения со всеми, включая самого себя, а Рамона, которая как всегда не сделала ровным счётом ничего, скромно стоит в сторонке.

И вот тут как раз начинается то, что мне в фильме не понравилось.

Скотт болтает с Найвз, отношения с которой улажены, и та замечает, что ему пора подстричься и предлагает пойти в парикмахерскую. Рядом стоит Рамона, которая, в отличие от младшей девушки, знает о комплексах Скотта относительно волос и его нелюбви к парикмахерским. К чему этот разговор? Поскольку, повторюсь, Найвз о проблемах Скотта не знает, её нельзя обвинять в не тактичности. Её реплики, а точнее, реакция на них, могли бы показать развитие Рамоны как персонажа, например, она могла бы дать понять, что помнит о проблемах Скотта, сказать, что ей нравятся его волосы и его нынешняя причёска. Но Рамона, как и всё время до этого, не делает ничего. Почему? Потому что, повторю это ещё раз, ей плевать на Скотта и его чувства, она думает только о себе. Поскольку внимание Скотта теперь приковано не к ней, она решает уйти.

Здесь появляется надежда получить крутой и поучительный финал: Скотт, осознавший в последнем поединке, как ему важны друзья и их поддержка, имеет все шансы осознать, что никакая Рамона ему не нужна, а точнее, в первую очередь, что он не нужен ей и у них ничего не выйдет. То есть цель, которую он ставил себе в начале, оказывается призрачной, но после всех испытаний Скотт обретает гармонию с собой, что является хорошей наградой само по себе. Но нет, на этом месте фильм делает совершенно, как мне кажется, напрасный и непонятный поворот: Скотт догоняет Рамону и уходит вместе с ней неизвестно куда. По сути, этот его поступок перечёркивает всё, что было показано ранее, поскольку герой бросает друзей, которые его поддержали, свою группу, Найвз, с которой они могли бы остаться хорошими друзьями, бросает всех, кто его поддерживал, ради самовлюблённой эгоистки, с который за весь фильм они даже ни разу нормально не поговорили и которая ничему не научилась.

В общем, лучше бы Скотт остался один, вернулся к Найвз или начал встречаться с Уоллесом, поскольку последний не только очарователен, но и по-своему заботится о главном герое. А в остальном, если не брать концовки, фильм очень хорош.

@темы: Культурологика, кино, Мысли вслух