23:16 

Фантастические Твари и исторической контекст — 2

Даниэль де Сант-Этьен
Stop the World – I Want to Get Off (с)
Во время просмотра фильма меня удивило, что президент Магического Конгресса — темнокожая женщина, и я решил немного почитать о ситуации с правами женщин в США в 20х годах прошлого века. В общем, оказалось, что всё не так плохо, как я думал, но и не так хорошо, как хотелось бы. Ну и на всякий случай: я не специалист по данному вопросу, а фон и кожа на картине сделан при помощи кистей LoranDeSore.



В прошлом посте об историческом контексте мною были упомянуты такие темы, как права женщин и права «цветных» людей, которые являлись актуальными в те времена и продолжают оставаться таковыми до сих пор. Несмотря на то, что в «Фантастических тварях» напрямую подобные вопросы не затрагиваются, о них всё же интересно немного поговорить, хотя бы потому, что среди персонажей фильма есть Серафина Пиквери.

Сразу скажу, что для меня Серафина — один из самых сложных персонажей, и я не совсем понимаю её характер и её мотивы, однако, менее интересной и запоминающейся она от этого не становится, а даже наоборот. То, чем интересна Пиквери, в общем-то, очевидно: даже в современном мире сложно представить себе темнокожую женщину-президента, а Серафина являлась таковой с 1920 по 1928 годы. Конечно, и в книгах, и в фильмах по миру «Гарри Поттера» существует множество моментов, говорящих о том, что в магическом мире ситуация с правами женщин всегда обстояла лучше, чем у магглов. Но маги США, как следует из показанного в «Тварях», всё же жили среди последних и старательно ими прикидывались, а следовательно, их просто не могли не касаться процессы, происходящие в не магическом обществе.

Конечно, вторая половина 20х годов (то есть времена, когда происходят действия фильма) не слишком интересна с точки зрения истории американского феминизма: на этот период приходится спад так называемой «первой волны» женского движения, зародившейся в 30х годах 19 века и ставящей основной целью получение женщинами избирательных прав. Причина этого спада заключалась, собственно, в том, что американские феминистки добились своего, в 1920 году получив право голоса, а ещё ранее (в конце 19 века) — большую финансовую независимость. Но вот само это явление и его представительницы заслуживают внимания.

Дело в том, что феминизм в США с самого начала был тесно связан с другими движениями, борющимися за права людей, а именно с движением за права рабочих и движением за права «цветного» населения, включавшего в себя борьбу с рабством. Началось всё с того, что в конце 18 века появилось несколько деклараций (в том числе всем известная «Декларация прав человека и гражданина»), согласно которым женщины и мужчины должны были иметь равные права на получение образования, владение имуществом, получение развода, воспитание детей, защиту от насилия и право голоса. Однако в реальности дела обстояли далеко не так хорошо, что и стало причиной протестов.

Одной из наиболее ярких и известных представительниц раннего американского феминизма стала Соджорнер Трут (именно в честь неё был назван первый марсоход NASA) — бывшая рабыня, в 50х-70х годах 19 века выступавшая одновременно против рабства и в защиту прав женщин. Она доказывала несостоятельность стереотипов о женщинах, согласно которым те являются слабыми существами, способными заниматься только детьми, приводя в пример женщин-рабынь, работавших наравне с мужчинами. Другими направлениями деятельности Соджорнер были пропаганда пацифизма, борьба за улучшение условий жизни чернокожего населения и отмену смертной казни.

Другой не менее яркой фигурой является Ида Белл Уэллс-Барнетт — чернокожая журналистка и основательница нескольких женских организаций, активная участница движения за права человека. Наиболее активную деятельность, включавшую в себя выступления с лекциями по всему миру, Ида вела в 80-90х годах 19 века, а в 1928 году начала писать свою автобиографию, работу над которой, однако, закончить не успела. Основными проблемами, на которые она обращала внимание, являлись сексуальное насилие в отношении чернокожих женщин и линчевание — самосуд, устраиваемый белым населением над чернокожими без доказательства совершения ими преступлений.

«Белые» представительницы раннего американского феминизма в основном концентрировали своё внимание на избирательных и имущественных правах женщин. При чём уже в те времена стоял вопрос «цветного» феминизма: среди активисток не было единого мнения на счёт того, являются ли проблемы чернокожих женщин именно женскими, или всё же расовыми. Одни считали эти проблемы не связанными, другие, напротив, не видели различий между проблемами белых женщин из среднего класса и проблемами женщин из менее благополучных групп (бедных, «цветных» и гомосексуальных женщин).

Из всего вышесказанного следует, что положение американских женщин в 20е годы, несмотря на явные улучшения, всё же было далеко от современного: была отчасти решена только проблема политического неравенства, но социальное неравенство сохранилось, что в итоге привело к зарождению в 60х годах второй волны феминизма, ставшей уже куда более сложным и многогранным явлением. Именно тогда были подняты вопросы фактического неравенства, женской сексуальности, репродуктивных прав и дискриминации женщин в трудовой сфере.

Как уже было сказано выше, в мире магов ситуация с правами женщин явно обстояла лучше, однако, Серафина Пиквери всё же заслуживает уважения: будучи представительницей двух подвергающихся дискриминации групп, стать президентом и сохранить пост в течение длительного времени вряд ли было легко.

@темы: Мысли вслух, Интересное., Жестокая пародия на искусство, ~visuelle~, ~l'histoire~

URL
Комментарии
2017-04-07 в 00:07 

Злая Ёлка
А вообще-то я белая и пушистая...
В магмире ситуация с равенством женщин с очевидностью иная (в Британии первая женщина-Министр Магии Артемизия Лафкин правила в 1798-1811). Скорее всего, это связано, в частности, с тем, что женщина-маг, в отличии от обычной женщины, не менее способна за себя постоять, чем мужчина. Магическая сила от пола не зависит, что и служило уравнивающим фактором.

2017-04-07 в 00:30 

Даниэль де Сант-Этьен
Stop the World – I Want to Get Off (с)
Злая Ёлка, мне тоже так показалось. Ну и, возможно, сыграла роль численность магов: если отправить всех женщин на кухни, то работать у них, судя по всему, будет некому (по крайней мере мне успело так показаться). Другое дело, что они всё-таки контактировали с магглами, а у тех всё не так радостно.

Хотя, конечно, в плане общения с не магами я в полных непонятках, потому что в Британии маги вроде изолировались (ну, ощущение от них такое), но при этом у них есть полукровки и всё такое прочее, а в США, если верить фильму и вики, магам долгое время нельзя было контактировать с не магами, но при этом они жили среди них и старились не выделяться.

URL
2017-04-07 в 01:54 

Злая Ёлка
А вообще-то я белая и пушистая...
Я думаю, что под запретом общения всё же имелось в виду запрет открывать свою сущность, а не запрет физических контактов.

2017-04-07 в 15:38 

Даниэль де Сант-Этьен
Stop the World – I Want to Get Off (с)
Злая Ёлка, вики пишут, что под запретом были близкие знакомства. При этом в фильме Куинни несколько раз акцентирует внимание на том, что вообще не общалась с не магами до встречи с Якобом. Возможно, это такой Куинии-флирт или не совсем точный перевод, не знаю, но всё-таки это есть и это странновато.

URL
2017-04-08 в 00:02 

Злая Ёлка
А вообще-то я белая и пушистая...
Может, и флирт, или просто некоторое преувеличение, имеющее в виду именно знакомство, а не случайное общение.

2017-04-08 в 14:25 

Даниэль де Сант-Этьен
Stop the World – I Want to Get Off (с)
Злая Ёлка, повод пересмотреть фильм ещё раз :3

URL
2017-04-08 в 18:02 

Girtab
Сумувати будемо потім.
Очень нравится тут Серафина)) И текст тоже интересный, спасибо))

2017-04-08 в 18:48 

Даниэль де Сант-Этьен
Stop the World – I Want to Get Off (с)
Girtab, спасибо!
С Серафиной как-то мало артов. Она не самый значительный персонаж фильма, но зато Кармен очень красивая. Её приятно рисовать ))

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

[Пустота]

главная