Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
21:04 

Даниэль де Сант-Этьен
Stop the World – I Want to Get Off (с)
В рамках флэшмоба, который начала замечательная Pirattika, отвечаю на её вопросы о моём творчестве ))
Если интересно, задавайте свои вопросы в комментариях. Желающие так же могут получить вопросы от меня и ответить на них у себя в дневнике.

Как для тебя связаны литературное творчество и изобразительное искусство?
На мой взгляд, изобразительное искусство и литература очень близки по своей сути. Художник, по большому счёту, такой же рассказчик, как и писатель, но в своём творчестве он использует язык, понятный практически всем людям, а не только какой-то одной, зачастую достаточно ограниченной, группе. То есть конечная цель его работы — рассказать некую историю, но не словами, а картинкой.

Конечно, и там, и там, есть свои условности и ограничения. Я лично не всегда могу показать на рисунке то, что могу легко описать словами, и наоборот. К тому же я рисую далеко не так хорошо, как мог бы (про «как бы мне хотелось» вообще молчу), и потому не чувствую полной свободы в плане выражения своих идей. Но, по большей части, это всё же вопрос опыта и самокритики. В конце-концов, то, чего мне действительно хочется — это рассказывать истории, и я делаю это теми способами, которые мне доступны. Что-то мне проще сказать рисунком, что-то — текстом. А некоторые вещи я могу описать и так, и так.

Дело в том, что те идеи, которые возникают у меня в голове, больше всего похожи на кино, в котором я выступаю с позиции режиссёра. То есть я представляю себе картинку — как герои выглядят, как говорят, как двигаются. Слышу их голоса и всё то, что происходит на заднем плане. И при этом знаю, что они при этом думают, что чувствуют, что делали до этого и что будут делать дальше. Проблема состоит только в том, чтобы перенести всё это дело из головы куда-то ещё, и вот тут приходится много думать. Когда я только начинал всем этим заниматься, то главным моим способом материализации придуманного было рисование: просто я был маленький и рисовать у меня получалось лучше, чем писать (всё-таки этому я научился немного позже). Сейчас более простым способом для меня является именно написание текста, так как времени и сил для этого требуется на порядок меньше, но временами я задумываюсь над рисованием комиксов. Пожалуй, будь у меня больше времени и терпения, я бы занялся именно созданием комиксов или графических новелл, но на данный момент что-то подобное я вряд ли потяну.

Рисуешь ли ты своих персонажей? Если да, то что сначала: рисунок или текст?
Рисую. Возможно, не так часто и много, как хотелось бы, но пока что ни одна моя более-менее крупная и жизнеспособная задумка не обходилась хотя бы без пары-тройки зарисовок. Правда, с чего всё начинается, сказать сложно. Скорее, в начале появляется идея — я придумываю какой-то образ, затем начинаю его развивать, а дальше уж как получится. Например, девушка с рисунка ниже не фигурирует ни в одном из текстом, поскольку с позиции главных героев является историческим персонажем и чисто физически не могла с ними пересекаться. Но, когда я начал думать над тем, какой она могла бы быть, мне захотелось её нарисовать.



При этом у меня нет ни одного более-менее свежего и приличного рисунка с одним из главных героев той же истории. Я честно не знаю, как так вышло, и постоянно напоминаю себе, что надо его нарисовать, но как-то всё не складывается. Всё-таки свободного времени у меня не очень много, и сижу над рисунками я достаточно долго, что не лучшим образом сказывается на их количестве. Опять-таки, когда я ещё учился в школе, таких проблем не было, и потому я мог позволить себе делать помногу рисунков на каждого персонажа, и процесс придумывания новых героев часто совмещался с процессом их визуализации. Сейчас я уже не могу такого себе позволить, зато качество картинок явно стало лучше :З

А так, по большому счёту, все люди, которых я рисую, являются либо людьми настоящими, либо чьими-то персонажами, при чём преимущественно моими. Чужих я тоже рисую с удовольствием, но свои родные всё же имеют более высокий приоритет, потому что кроме меня их вряд ли кто-нибудь нарисует (у меня нет денег, чтобы платить за рисунки профессиональным художникам, и поэтому я всё делаю сам).

Всегда ли удается изобразить героя так, как ты его себе представляешь? Ну и вообще твои размышления о книжной иллюстрации.
Тут уж скорее правильно задаться вопросом, а удалось ли мне хоть раз нарисовать персонажа именно так, как хотелось? ))
Даже при работе с самым продуманным и хорошо знакомым персонажем всегда остаётся некоторая неопределённость. То есть, как бы хорошо я его себе не представлял, это представление всегда останется примерным и недостаточно точным для того, чтобы нарисовать его совсем хорошо, без боли и проблем. Так что в большинстве случаев я очень мучаюсь и не могу понять, почему мне не нравится то, что получилось, и как это исправить. Где-то удаётся именно лицо, где-то одежда, где-то атмосфера. Но такого рисунка, который бы совсем-совсем точно передавал мою задумку, у меня пока нет.

При этом работать с менее значимыми персонажами в этом плане проще, поскольку они изначально не слишком хорошо детализированы. Для них важнее общее впечатление, а не детали внешности, которые просто-напросто не продуманы и не представляются так хорошо, чтобы, глядя на рисунок, я понял, что нарисовал немного не то. Например, рисуя девушку с картинке выше, я не имел достаточно чёткого представления о её внешности. Я знал, что у неё чёрные, немного вьющиеся волосы, синие глаза и достаточно крепкое телосложение. Ну и то, какой у неё характер и какое настроение в этой сцене. То есть я мог нарисовать ей совершенно любые губы или нос, и это ничего бы не испортило. Но вот форму носа гланой героини я представляю себе достаточно хорошо, чтобы знать, как он не выглядит. Именно с «не».

Наверное, одним из наиболее удачных рисунков с главными героями, можно назвать вот этот:



Опять-таки, попадание не стопроцентное, да и ошибок в этом рисунке очень много, но лично мне он кажется скорее удачным, чем нет. Ну и своими работами в графике я более-менее доволен, но они всё же более условные, чем те, которые я рисую на компьютере.

Что касается иллюстрации в целом, то тут начинают работать те самые условности, о которых я уже написал выше. Всё-таки у художника есть определённые выразительные средства, которых нет у писателя, и есть законы, которым он должен подчиняться, и наоборот. Поэтому между текстом и картинкой чаще всего есть определённая разница, даже если писатель и иллюстратор — один и тот же человек. У меня этой разницы ещё добавляет тот факт, что иногда я всё же сначала рисую, а потом уже пишу. При чём при написании текста могут всплывать определённые нюансы, которые были не очевидны на момент создания рисунка, либо появиться новые подробности.

Например, окончательный текстовый вариант вот этой сцены я написал этим летом, а рисунок сделал летом прошлым:



С тех пор речка стала глубже, да и одежда на главной героине изменилась на более практичную и тёплую.

Кроме того, некоторые вещи, которые прекрасны, логичны и обоснованы в рамках текста, в формате иллюстрации могут просто не смотреться. Например, в одной из последних книг Ольги Громыко один из героев помогает подруге порвать подол платья, чтобы в нём удобнее было бегать. При этом в тексте он разрывает платье по шву (что логично, так как в таком варианте платье ещё можно попытаться спасти), а на иллюстрации — брутально отрывает кусок ткани. Но. Не будь этому моменту посвящён отдельный пост в жж автора, я бы на это особого внимания не обратил, так как сцена на картинке вполне читается как «герой рвёт на героине платье». То есть герои и совершаемое действие узнаваемы, атмосфера и настроение переданы, а остальное уже не так важно. Там же, кстати, был приведён и более правильный вариант иллюстрации, который, напротив, оказался менее читаемым.

Так что у расхождений между картинкой и текстом могут быть вполне объективные причины. Конечно, лично я иногда делаю ошибки по невнимательности и забывчивости (отследить различные мелочи бывает очень сложно, даже если ты сам их придумал), например, могу забыть, что у героя есть шрам, если он не на пол лица, либо перепутать право и лево или сделать ещё какую-нибудь подобную ерунду. Но иногда я сознательно рисую не совсем то, что написал.

Например:



Каюсь, рисунок в целом не самый удачный, атмосферу я в итоге не вытянул, но это вопрос техники, и речь сейчас не о ней.

Дело в том, что сцена, по которой рисовалась картинка, уже написана, и герои там стоят лицом друг к другу. Однако, если бы я решил действовать точь в точь по тексту, то либо мне нужно было нарисовать одного из персонажей спиной, либо рисовать обоих в профиль и в целом мудрить с ракурсами, что сразу бы убило всю выразительность и при этом добавило ненужной сложности. Если бы это был комикс, то я бы решил этот вопрос разделением страницы, показав обоих героев по-отдельности, а так одного из них пришлось развернуть, что позволило прийти к более простому и при этом, на мой взгляд, выигрышному композиционному решению. То есть главное, что, как мне кажется, требуется от иллюстрации — это не буквальное следование тексту (в котором всё равно будет прописано далеко не всё из того, что придётся рисовать), а передача основной идеи иллюстрируемой сцены, её атмосферы. И для достижения лучшего визуального эффекта какими-то моментами можно и пренебречь.

Конечно, всегда найдутся педантичные читатели, которые придерутся к различиям и неточностям в иллюстрации, но это, можно сказать, меньшее зло. Поскольку, повторюсь, основная задача скорее в том, чтобы основная масса читателей без труда идентифицировала сцену и прониклась её атмосферой («О боже, это же это!»), а не в буквальном следовании описанию. Потому что один в один, в большинстве случаев, всё равно не получится.

@темы: Изнанка, Жестокая пародия на искусство, ~visuelle~, Мысли вслух, фмоб

URL
Комментарии
2016-10-01 в 22:45 

Pirattika
В флибустьерском дальнем синем море...
О, какой подробный ответ!
А все же что больше нравится, что тебе ближе: изображать героев словом или кистью?

Глядя на тебя, тоже хочется научиться рисовать своих героев!

2016-10-01 в 23:23 

Даниэль де Сант-Этьен
Stop the World – I Want to Get Off (с)
А все же что больше нравится, что тебе ближе: изображать героев словом или кистью?
Нравится одинаково, тут всё зависит именно от того, какое средство выражения лучше подходит для конкретной задумки. Что-то мне проще сказать рисунком, что-то текстом. Правда, с рисованием у меня отношения более сложные, чем с литературным творчеством. Всё-таки последнее всегда было только хобби и не претендовало на что-то большее, а вот шансы пойти учиться на художника у меня были (но я не дался). Из-за этого как художник я чувствую себя менее уверенно, поскольку, с одной стороны, какое-то время этим почти не занимался (хотя до этого учился), а с другой — ставлю себе достаточно высокую планку, поскольку хорошо знаю, что и как должно быть. Ну и какой уровень у меня мог бы быть, если бы я продолжил обучение, я тоже вполне представляю.

Но в целом мне кажется, что иметь возможность воплощать свои идеи в жизни не одним, а несколькими способами — это очень здорово, и я не стал бы от неё отказываться. Например, сейчас я пытаюсь изучать 3d-моделирование и разбираться в разработке игр. Пока только в теории, но идея воплотить какие-то из моих задумок в формате компьютерной игры или мультика кажется мне крайне заманчивой ))


Глядя на тебя, тоже хочется научиться рисовать своих героев!
Значит надо учиться ))
К тому же, на мой взгляд, книга с авторскими иллюстрациями — это прекрасно ;3

URL
2016-10-02 в 07:37 

Pirattika
В флибустьерском дальнем синем море...
Даниэль де Сант-Этьен, да уж пусть иллюстрации професионалы делают. Даже если я вдруг этим займусь, все равно нормального уровня не достигну. А это ведь еще и время, которое будет отнято у литературного творчества. За двумя зайцами погонишься...

2016-10-02 в 16:47 

Даниэль де Сант-Этьен
Stop the World – I Want to Get Off (с)
Pirattika, ну, моё дело — предложить :З
А уровень в рисовании — штука своеобразная. Он всегда ниже, чем хотелось бы. Всегда.

URL
2016-10-02 в 17:19 

Pirattika
В флибустьерском дальнем синем море...
Даниэль де Сант-Этьен, если что, я, правда, спрошу.

2016-10-02 в 18:34 

Даниэль де Сант-Этьен
Stop the World – I Want to Get Off (с)
Pirattika, хорошо ))
В общем, сил и вдохновения ^__^

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

[Пустота]

главная