13:34 

«Враги начинающего художника»

Даниэль де Сант-Этьен
Stop the World – I Want to Get Off (с)
... или «Что нужно делать, чтобы никогда не научиться рисовать»

Небольшая статья, написанная мной для нашего с Кийомори паблика.

В последнее время в Сети появляется всё больше и больше различных уроков и советов для начинающих и не очень художников, благодаря которым многие люди начинают увлекаться рисованием. Однако, далеко не все эти советы являются по-настоящему полезными, и разобраться, что же в рисовании «хорошо», а что «плохо» зачастую возможно, лишь обладая определённым опытом. Поэтому давайте разберёмся, какие же ловушки могут подстерегать начинающего художника.

1. Пошаговые уроки и срисовывание
Наша с Кийомори мама часто спрашивает: «Почему, если у всех людей глаза и руки одинаковые, одни умеют рисовать, а другие — нет?». Ответить этот вопрос можно замечательной фразой художницы AnnDR о том, что мы рисуем не руками, мы рисуем мозгом. То есть рисование — это процесс, требующий определённых интеллектуальных усилий. Чтобы развиваться и учиться рисовать более сложные вещи, нужно думать и анализировать увиденное.

Так что от срисовывания и следования пошаговым урокам лучше отказаться в пользу внимательно изучения и детального разбора работ других художников. Не нужно пытаться «сделать так же», механически повторяя чужую работу — это вряд ли чему-то научит. Куда больше пользы будет от внимательного разбора увиденного. Почему мне это нравится? Как это было сделано? Какие приёмы использовал художник? Поначалу отвечать на эти вопросы будет сложно, зато подобный подход обязательно принесёт пользу.

2. Не всё сразу
Зачастую многие начинающие художники пытаются упростить себе задачу, разбивая её на большое число более простых и не сложных. Зачем учиться рисовать сразу всего человека, если можно сначала научиться рисовать глаза, потом губы, потом нос? Или, может, сначала порисовать геометрические фигуры? Разобраться со светотенью? Или с цветом?..

Увы, но это работает примерно так же, как если бы кто-то попытался изучать иностранный язык, сначала выучив все существительные, потом все глаголы, и лишь после этого задумавшись, как составлять из слов предложения. Изобразительное искусство — это тоже своего рода язык, при чём универсальный, и подходить к его изучению стоит схожим образом.

В рисовании всё со всем связано, развитие одних навыков помогает развивать другие. Конечно, нет ничего плохого в том, если в какой-то момент сосредоточить внимание на тех вещах, которые хуже всего получаются (например, потренироваться рисовать только руки или только фактуру), но при этом нужно понимать, для чего это делается и как это будет использоваться при создании больших, «полноценных» работ.

3. Профессиональные материалы
Конечно, на специальной акварельной бумаге писать акварелью проще и лучше, чем на бумаге для черчения или для принтера. Но для того, чтобы это в полной мере понять и ощутить, нужно для начала научиться писать акварелью.

Точно так же, как дорогой спортивный инвентарь не сделает человека спортсменом, так и профессиональные художественные принадлежности не сделают его художником. Наоборот, они могут ему навредить, помешав освоить многие простые, но важные навыки. Зачем учиться смешивать цвета, если в наборе их несколько десятков? Или зачем тратить время на прорисовку каких-то элементов, если можно использовать готовую текстуру или специальную кисть? Профессиональные художники ведь так делают!

Но ещё профессиональные художники, в случае необходимости, могут без всего этого обойтись.

Конечно, совсем уж издеваться над собой не стоит, но и тратиться на дорогие и зачастую совершенно бесполезные «профессиональные» материалы — тоже. Для начала обучения хватит обычной детской гуаши (при чём из набора лучше сразу убрать как минимум чёрную и зелёную краски), обычных карандашей и самых банальных кисточек. Подобный выбор материалов позволит не только сэкономить кучу денег, но ещё и поможет сформировать многие полезные навыки, не отвлекаясь при этом на освоение самого материала (или попыток понять, что вообще с ним нужно делать и почему).

4. Рисование с фотографий
Многие художники используют в своей работе фотографии, и по большому счёту ничего плохого в этом нет. Напротив, если что-то не понятно, лучше посмотреть, как это выглядит на натуре или на фото, а не лепить из головы. Однако, работать с такими материалами нужно с умом.

Многие начинающие художники совершают роковую ошибку — начинают срисовывать с фотографий. Аккуратно, очень подробно, и при этом почти (или вообще) не задумываясь над тем, почему то, что они перерисовывают, выглядит именно так, а не иначе. Так что, по сути, проблема тут та же, что и в случае со срисовыванием с чужих рисунков: чтобы добиться реальных результатов, фотографию нужно анализировать, а не пытаться перерисовать один в один.

При рисовании с фотографии, а не с живой трёхмерной натуры, возникает соблазн бездумно скопировать картинку, ведь она и так уже перенесена на плоскость. Но это может стать причиной возникновения не заметных для новичка, но сразу бросающихся в глаза более опытному художнику ошибок. Чтобы их избежать, нужно не просто копировать фотографию, а пытаться представить изображённое на ней в объёме, понять, почему оно выглядит именно так, а не иначе.

5. Туториалы
Туториалы и уроки не обязательно бывают пошаговыми, порой среди них попадаются весьма полезные, но начинающего художника они могут научить как хорошему, так и плохому. Особенно если не сразу понятно, чему именно посвящён туториал. Анатомии? Придумыванию динамичных поз? Рисованию комиксов? Или вообще композиции? Да и авторы различных уроков далеко не всегда профессионалы в своём деле, и потому, при видимой привлекательности подобных вещей, к ним следует относительно с осторожностью и уж тем более не следовать им в слепую, например, перерисовывая, как уже было описано в первом пункте.

К чему же тогда обращаться, как учиться, если рядом нет преподавателя или более опытного художника? Ответ, на самом деле, очень прост: рисуйте с натуры. Попросите попозировать кого-нибудь из друзей, поставьте простенький натюрморт — и рисуйте. Конечно, чтение различных теоретический статей о композиции, перспективе, светотени, построении и анатомии пойдёт на пользу, но в рисовании практически нет таких вещей, которым нельзя было бы научиться, просто внимательно посмотрев по сторонам.


Заключение
Может быть, со стороны кажется, что рисовать легко, и научиться это делать — тоже. Однако, в реальности, это сложный, многоступенчатый и при этом бесконечный процесс, требующий и сил, и времени. Так что, начиная заниматься рисованием, не стоит думать, что будет просто. Будет сложно, иногда даже очень. Но ещё — поверьте мне, как человеку, рисующему уже больше пятнадцати лет, — будет весело. Главное — не терять веру в себя и действительно хотеть чему-то научиться. Тогда всё обязательно получится ))

@темы: Изнанка, Культурологика, Мысли вслух

URL
Комментарии
2016-10-01 в 14:17 

Pirattika
В флибустьерском дальнем синем море...
Надо будет иметь в виду. Маловероятно, но вдруг!
Статья очень понравилась! Кратко, точно и понятно.

2016-10-01 в 14:33 

Даниэль де Сант-Этьен
Stop the World – I Want to Get Off (с)
Pirattika, спасибо большое! ))
Если желание научиться рисовать всё-таки возникнет — я с удовольствием помогу. И потормошу Кийомори, не зря же высшее художественное получает :З

URL
2016-10-01 в 16:17 

Pirattika
В флибустьерском дальнем синем море...
Даниэль де Сант-Этьен, правда?! Я в детстве немного рисовала, но нигде не училась. А сейчас боюсь, что уже поздно. Но вдруг придет в голову! В случае чего не отказалась бы от советов!

2016-10-01 в 18:56 

Даниэль де Сант-Этьен
Stop the World – I Want to Get Off (с)
Pirattika, по собственному опыту могу сказать, что учёба рисованию (именно учёба) может отбить желание этим заниматься если не начисто, то надолго х) Так что может оно даже и к лучшему.

А сейчас боюсь, что уже поздно.
Почему? Рисованием можно заниматься в любом возрасте, главное, чтобы голова работала. Ну и руки немного. А так по большому счёту взрослому должно быть проще учиться, чем, скажем, подростку, так как нет проблем с самоорганизацией, да и подход к источникам будет более критичный. В общем, главное — желание, а остальное приложится :З

Если что, проконсультировать по каким-то вопросам я действительно могу без проблем, особенно если меня поймать и пнуть в нужном направлении немного потормошить, а то я временами подвисаю немного ))

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

[Пустота]

главная