Даниэль де Сант-Этьен
Stop the World – I Want to Get Off (с)
Из «Жизнь и смерть христианской Церкви» Анн Бренон.

Что касается Суммы против катаров и Лионских Бедняков Райнерия Саккони, то она представляет интерес, поскольку ее автор, доминиканец и инквизитор, является бывшим раскаявшимся катаром, и можно предположить, что в его лице мы располагаем информацией из первых рук, хотя и не очень искренней. И наконец, Ансельм Александрийский в 1270-х гг. присоединяет к своему трактату описание итальянских Церквей конца XIII века, подробно останавливаясь на их доктринальных различиях.

Собрание этой литературы, которое долгое время оставалось единственным документальным источником, доступным для историка, впрочем, в основном сосредоточено на доктрине и на догматических ошибках катаров. Именно антикатарские Суммы католических теологов информируют нас о различных видах и подробностях дуализма и докетизма еретиков. Тот факт, что еретики исповедовали различные мнения, интерпретировался как доказательство их непостоянства и непрочности их доктрины, и вменялся им в вину. Мы бы ничего не знали об абсолютном и умеренном варианте дуалистических верований итальянского катаризма первой половины XIII века без злоречивых отчетов их католических противников. Доминиканские Суммы так же a priori интерпретируют катарский дуализм, придавая ему образ древнего манихейского дуализма, изображая его в качестве отправного пункта, догмата, определяющего ориентацию доктрины в целом. Это чрезмерно доктринальное фокусирование трактатов опровержения катаризма определило такое же чрезмерно доктринальное фокусирование исторических трудов о катаризме, поскольку до второй половины ХХ века эти труды основывались исключительно на католических трактатах.

Полностью: http://credentes.livejournal.com/113158.html

@темы: Коллекционер мыслей, ~le catharisme~, ~l'histoire~, ~l'hérésie~