Даниэль де Сант-Этьен
Stop the World – I Want to Get Off (с)
Из книги Ю.К. Бегунова «Козьма Пресвитер в славянских литературах». София, 1973.

... Во всяком случае, нельзя оставить без внимания некоторые явления русской жизни XI века, которые не без основания связывают с проникновением богомильства на русскую почву. Следы знакомства с богомильской космогонической легендой о сотворении челоека дьяволом мы находим в рассказе о восстании волхвов в «Повести Временных Лет» (под 1071 год). Об отражении богомильских воззрений в этом рассказе, а также в рассказах Киево-Печерского патерика о Никите-Затворнике (1096-1105), в рассказах Никоновской летописи (под 1004 и 1123 года) об еретиках Адриане и Дмитре недавно писали Д.Оболенский, Е.Эйхлер, Б.Примов, Д.Ангелов, И.Поланова.

Зарождение русских антицерковных движений в XI веке в последнее время нередко связывают с проникновением богомильства на русскую почву ещё в X-XI вв (Д.А.Казачкова, О.Г.Жужанадзе, И.Я.Фроянов). Так, с богомильскими взглядами русские люди могли познакомиться через посредство апокрифов, которые массой хлынули на Русь. Среди них были богомильские по происхождению апокрифы — «Тивериадское море» и «Иоанна Богослова вопросы». Содержание последнего апокрифа восстанавливается из «Тайной книги» XII в. на латинском языке, доставленной из Болгарии богомильским епископом Назарием своим единомышленникам в Конкореццо. В известной мере содержание этого же апокрифа отражени и в русской «Беседе трёх Святителей». К апокрифу «Тивериадское море» примыкает «Сказание о седми планетах». Огромное же большинство известных нам апокрифов обращались не только в богомильских кругах и содержало лишь отдельные элементы учения богомилов (Й.Йаванов, Е.Николов и другие).

Д.Оболенский подмечает противоречие между полным отсутствием каких-либо прямых и ясных свидетельств о чистом богомильстве в русских источниках и сравнительным изобилием богомильских элементов в русской апокрифической литературе. «Казалось бы, — пишет Д.Оболенский, — на это имеются две причины. Вероятно, что богомильство, как сектантское движение, никогда не пускало глубоких корней в средневековой России и что его успехи были ограничены спорадическим и возникающим время от времени интересом к нему отдельных личностей, которые были либо русскими еретиками, либо, может быть, миссионерами из Болгарии. Тем не менее дуалистическая основа космогонических легенд и апокрифических рассказов Старого и Нового заветов, которые обращались у русских главным образом благодаря интересу к изложенным в них фактам и их литературной ценности, прошла по большей части незамеченной или не была сознательно соединенаD/ с какими-либо формальными положениями еретического учения» (D.Obolensky, The Bogomils, p.283).

Объяснить до конца это противоречие можно только лишь в результате тщательной и всесторонней проверки всех источников и всех фактов на русской почве, имеющих отношение к богомильству, то есть как богомильских апокрифов, так и противобогомильских сочинений. Только тогда можно решить, насколько верно это объяснение Д.Оболенского. В настоящей работе мы ограничимся только лишь исследованием литературной истории и истории текста Беседы Козьмы Пресвитера — наиболее крупного сочинения, вышедшего из рук противников богомилов, то есть их обличителей.

@темы: ~l'hérésie~, ~l'histoire~, ~le catharisme~, Коллекционер мыслей