20:39 

Новгород (продолжение)

Даниэль де Сант-Этьен
Stop the World – I Want to Get Off (с)
Следующим пунктом в нашей экскурсионной программе стала церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Эта церковь знаменита сразу по нескольким причинам. Ранее на её месте стояла маленькая деревянная церковь, в которой хранилась выносная икона «Знамение», которая, по преданию, в 12 веке спасла город от осаждавших его суздальцев. Икону установили на городской стене «лицом» к врагу, и, когда в неё случайно попала стрела, Дева Мария на иконе заплакала, и началось солнечное затмение. Суздальцы, испугавшись, сняли осаду и оставили Новгород.



Вторая причина известности этой церкви — её немного нетипичный для новгородского архитектурного стиля фасад. Он не гладкий, как у остальных храмов того же времени, а украшен лепными крестами и орнаментами.



К слову, в данный момент церковь Спаса Преображения на Ильине улице полностью музеефицирована, то есть службы там не проходят. На фото выше видно сидящую на крыльце смотрительницу, к слову, очень милую и добрую женщину)







Третья причина, по которой церковь Спаса Преображения получила известность, — фрески знаменитого Феофана Грека. Про него, наверное, наслышаны все, а я, после того, как меня им целых 4 года мучили в художественной школе, просто обязан был их сфотографировать.

Роспись: «Христос Пантократор»:



Фрески Феофана Грека легко узнаются по очень контрастным, интенсивным пробелам (говоря проще — обратите внимание на белые «штрихи» на лике). Их возникновение и распространение связано с распространением традиции исихазма (духовной практики, основу которой составляли созерцание, погружение в себя и аскетизм): считается, что таким путём можно достигнуть чего-то вроде просветления. Вследствие этого на ликах Христа, Апостолов и святых начали изображать отблески Фаворского света как символ божественной истины. Опять таки, если проще — чтобы показать степень «просветлённости» персонажа, на его лице и одежде стали рисовать яркие блики.

Вообще такие пробела есть не только у Феофана, но, скажем так, в этом месте и в это время так писал или он сам, или люди, непосредственно с ним связанные (соученики, ученики и последователи).

Столпники (вверху) и Дева Мария (внизу):



Дева Мария:



Ангел (кажется, Архангел Гавриил, но не буду врать):



Знаменитая «Троица» (наверху) и неопознанный святой (внизу):







А теперь небольшое пояснение, почему всё это так странно выглядит.

Как я уже писал в прошлом посте, новгородские церкви с трудом пережили войну, и церковь Спаса Преображения на Ильине улице не стала исключением. В результате бомбёжек вся штукатурка (а фрески, если кто-то вдруг не знает, это роспись по сырой штукатурке) обсыпалась. Если не вся, то очень приличная её часть. Реставраторы (средства на восстановление новгородских памятников архитектуры, к слову, выделяло не только советское, но и германское правительство) собрали по кусочкам всё, что могли.

Из каких-то фрагментов удалось впоследствии собрать целые фрески, из каких-то нет.



Но в целом получилось как-то вот так:



Те фрески, которые я уже показал выше (за исключением росписи купола) находятся не в основном пространстве храма, а на втором этаже, то есть на хорах. Это относительно небольшое помещение неправильной формы, с парой окон и дверью (именно над ней и находится изображение Девы Марии). Чтобы попасть туда, нужно подняться по очень крутой и узенькой лестнице. Честно говоря, малость страшновато)

Большая же часть фресок, к сожалению, до наших дней не сохранилась.



Правда, за теми, которые всё-таки остались, следят очень тщательно. От хоров наверх идёт ещё дополнительная лестница: её использует специальный сотрудник, в обязанности которого входит осмотр фресок.



Из росписей нижнего яруса сохранились только части фресок алтарной части. Здесь стоит обратить внимание на линию, проходящую по фреске — это линия современного уровня пола. Полы во всех древних новгородских церквях неоднократно поднимались: из-за быстро растущего «культурного слоя» церкви рано начинали уходить под землю, и, поскольку считалось, что храм обязательно должен быть на возвышении, и в него нельзя входить, как в подвал (то есть спускаться), полы и двери со временем начинали поднимать. Поднимали, поднимали, поднимали... И местами подняли примерно на метр (где-то больше, где-то меньше). Таким образом часть росписей (а также плиты, которыми были закрыты захоронения) в конечном счёте оказывалась где-то под полом.



Дальше — интереснее. Думаю, все обратили внимание на красно-кирпичную гамму фресок Феофана Грека? Ну вот, а теперь внимание на самый низ круглешочков:



Собственно, отчасти такое изменение цвета служит в пользу теории о том, что красно-кирпичные цвета не являются оригинальными. То есть сам Феофан Грек писал другими цветами, но позднее, под воздействием неких внешних факторов (вероятнее всего — во время пожара) краски поменяли цвет. Та часть фресок, которая была закрыта полом, при пожаре не пострадала, и потому сохранила свои оригинальные цвета.

Вот как всё это выглядит с хоров (ужасно страшно было там стоять: под ногами дощатый настил и несколько метров пустоты):



С того же места — купол:





Спустились вниз, выдохнули)

Но интересное на этом ещё не закончилось. Если выйти из церкви и начать её обходить, можно увидеть ещё одну фреску. Когда-то она была заложена, и обнаружилась только при обрушении одного из помещений церкви:



Точное время её написания установить пока не удалось, но некоторые исследователи предполагают, что эта роспись также может принадлежать Феофану Греку, и, более того, демонстрирует подлинные цвета его фресок:



Но пока-что это только предположение.

С другой стороны дороги, совсем рядом с церковью Спаса Преображения находится Знаменский собор. Внутрь мы не заходили, так что не берусь сказать, что там и как. Но снаружи от тоже выглядит весьма интересно:







Наш автобус стоял как раз возле собора, и там же нас поджидало прелестнейшее создание — единственный за всю поездку кот. Зато ласковый, в ошейнике, и полностью чёрный. Сфотографировал, как наши ребята его гладят:



Пообщавшись с котом, мы поехали дальше)

@темы: Интересное., фото

URL
Комментарии
2014-06-02 в 22:39 

MirrinMinttu
Do or die
Очень интересно, спасибо.

2014-06-02 в 22:50 

Даниэль де Сант-Этьен
Stop the World – I Want to Get Off (с)
MirrinMinttu, не за что)

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

[Пустота]

главная