21:15 

Женская мода в 13 веке: обзор и перспективы реконструкции (окончание)

Даниэль де Сант-Этьен
Stop the World – I Want to Get Off (с)
Дополнительная информация, полученная из текстов

Тексты того времени помогают в том числе и узнать о моде той эпохи. Если в такой дисциплине, как история моды, безраздельно властвуют описания товаров, то другие формы текстов позволяют нам обнаружить информацию, довольно значимую, если речь о попытках воссоздания исторических костюмов. Такими литературными жанрами являются романы и хроники, тексты моралистов и законы о предметах роскоши.

Романы

Куртуазный роман 12 века был, в определённой степени, хроникой моды; от него ждут описаний роскошной одежды и шедевров высокой моды.
Не сложно понять, что романы и хроники доносят до нас слишком идеализированное представление о костюме. Если обратиться к романам и поэмам той эпохи, то большая часть их персонажей носит на себе аналогии некоторых дипломатических подарков! Парча может показаться нормой. Конечно, из этого нельзя сделать никаких общих выводов, но эти тексты рассказывают нам о том, какой была мода в тот момент.
Например, в текстах 12 века, одежда является символом чести, в то время как в 13 веке романы делают акцент в первую очередь на качестве ткани, использованной для пошива костюмов. Из этого сравнения можно сделать вывод, что «бесформенная» мода 13го века более связана с модой, основывающейся на большом количестве ткани приличного качества, а не с модой, призванной скрыть тело.
Это, кажется, должно подтверждаться при изучении законов, регулирующих употребление предметов роскоши.

Законы о роскоши

Опять-таки, эти тексты сложно использовать в контексте общего исследования из-за их сильной локализации (как правило, эти законы применимы только к одному городу). Тем не менее, из их рассмотрения можно сделать несколько выводов:
С одной они рассказывают нам, что в те времена считалось предметом роскоши. В исследованиях этих законов о роскоши подчёркивается, что, в отличии от более поздних европейских законов о потреблении, в которых прежде всего фигурировал тип одежды, здесь указывается именно количество ткани для одежды, а также стоимость тканей, которые могли носить люди разного статуса.
С другой стороны, можно выделить те детали одежды, которые упускаются из виду этой критикой (использование бисера в качестве украшения, например).

Моралисты

Тексты моралистов и проповеди могут также служить источником информации о потреблении и моде того времени. Эти тексты, в зависимости от своего предназначения, имеют тенденцию к преувеличениям (см. критику повозок, служащих для уборки мусора). Но благодаря ним мы узнаём то, что критики обычно держали в тени (мы увидим это позже, на конкретных примерах этого искажения)

Вклад археологии

Одежда, датируемая 13 веком, сохранилась до наших дней. Она, чаще всего, куда более информативна с точки зрения техники, чем с точки зрения истории моды. На самом деле, её количества недостаточно, чтобы делать какие-то обобщённые выводы, но по ней вполне можно проверить или уточнить знания о технике её изготовления. С точки зрения реконструкции эти знания очень ценны, так как мы можем использовать их повторно, уже на практике.

Найденные археологами вещи позволяют нам узнать о технике портных: как они кроили? Каким образом соединяли элементы одежды? Таким образом мы можем сделать вывод о механике одежды: как сделать складки одновременно текучими и упорядоченными? Туника из Сен-Клер позволяет нам это узнать.

Но также, благодаря изучению этой одежды, можно уточнить некоторые важные моменты. Вернёмся к белым каёмкам, наблюдаемым на миниатюрах. Между тем, на одежде сохранилось несколько видов отделки. Манжеты могут быть нашиты на лицевую сторону, они могут быть выполнены с использованием декоративных точек сшивания (декоративные нитки и тому подобное) или даже заменены на плетение в виде косы. Хотя каёмки, изображаемые на миниатюрах, не возможно однозначно интерпретировать, тем не менее возможно сшить вещь, опираясь на проверенные источники, так, чтобы она соответствовала изображениям на миниатюрах, а методы отделки повторяли те, что были описаны археологами.

Конкретные примеры

В качестве иллюстрации к этому краткому обзору моды 13 века мною были выбраны два конкретных примера ограничений, с которыми мы сталкиваемся. Это факты о моде, которые стали известны нам из письменных источников, но о которых мы не имеем чёткого представления из-за отсутствия соответствующих изображений. Как их интерпретировать? Должны ли они использоваться в процесс реконструкции?

Шафрановые апостольники

Несколько свидетельств сообщают нам о шафрановых апостольниках. Мы к этому ещё вернёмся, но давайте разберёмся сначала, что означает сам это термин.

Апостольник представляет собой женский головной убор, окружающий лицо и, как правило, охватывающий шею и подбородок. Шафран — это специя, импортируемая с Ближнего Востока, которая может быть использована для окрашивания. Такой эффект даёт жёлтый шафран, очень дорогой краситель, на который будут известны менее дорогие подделки.

Шафрановые апостольники и платы, таким образом, должны представлять из себя головные уборы жёлтого цвета, окружающие лицо. Но на изображениях женские головные уборы того времени (и апостольники в частности) — белые. Где же тогда шафрановые апостольники?
Два типа текстов сообщают об этой моде:
Первым являются слова торговца, который, перечисляя различные аксессуары для женщин, среди прочего произносит:
У меня есть шафрановые апостольники.
Вторым является проповедь о девах Этьена Лангтона, который критикует женщин, гордящихся своими шафрановыми вуалями, в том время как они были даны им в знак их греха.

Различная природа этих свидетельств даёт нам хорошее преставление о силах, соперничающих в том, что касается моды и украшений. К тому же, такая противоположность друг другу природ этих текстов даёт нам большую уверенность в существовании этих цветных платков, чем если бы эти свидетельства происходили из сходных источников. Аксессуар для кокеток на прилавке торговца, который описывает свой товар, и аксессуар, не заслуживающий гордости и служащий для нравоучений в культовом месте. Теперь мы можем лучше понять, почему рукописи не показывают нам эти цветные вуали!

Остаётся вопрос: можем ли мы воспроизводить аксессуар, если отсутствуют его изображения? Технически — да. Мы знаем, какой была его форма и нам известна техника окрашивания. Таким образом, достоверно восстановить эту одежду вполне возможно. Но в таком случае мы будем далеки от обыденных представлений, и нам будет сложно обосновать достоверность того, что мы сделали, при помощи изображения, как это происходит обычно.

Декольте

Вторым элементом, выбранным мной для иллюстрации этих ограничений, является декольте. Изображения платьев, открывающих шею и горло, датируются только второй третью четырнадцатого века. Тем не менее, первое упоминание о подобной моде старше.
Так, около 1270 года, в знаменитом Романе о розе, Жан де Мён описывает декольте как орудие женской стратегии обольщения:

(с 13313 по 133218)
А если женщина пригожа,
Её бела и нежна кожа, —
Пусть скажет, чтоб её портной
Оформил вырез ей такой,
Что плечи смело открывает,
Грудь на полфута оголяет.
[Ведь если грудь обнажена,
То привлекательней она!] [***]

Конечно, текст Жана де Мёна является одновременно дерзким и женоненавистническим, но он содержит также энциклопедическое признание искусства обольщения. В самом деле, в чётко оговоренном социальном контексте это упоминание о декольте классифицировать очень сложно. Как проверить реальность этого декольте?

60 лет разделяют этот текст и первые изображения. 60 лет и революция в моде.

Тот же вопрос, что и ранее: можем ли мы реконструировать эту моду, не имея соответствующих изображений? Если в реконструкция полагается на случай, а не на изображения платьев того времени, которые, к тому же, радикально от этого отличаются, то я отвечаю: нет. В этом случае предел, ограничивающий возможности реконструкции, ограничивается именно изображениями.

Заключение

Всё это означает, что, если предмет одежды больше не производится и не является предметом дискурса, то есть объектом изображения, становясь не более чем куском ткани, который анализируется исключительно с точки зрения техники, то, по сути, его можно реконструировать. Это наблюдение должно привести нас к мысли, что наше увлечение реконструкцией, которое играет свою роль как в музееведении, так и в кино, в плане результативности не совсем однозначно.

Трудно найти решение, чтобы достоверно передать моду той эпохи. Как мы видели, за пределами кодификации изображения, как нам кажется, страдают от сильной цензуры, и некоторые их детали выходят за рамки того, что мы можем воспринимать всерьёз.

Тем не менее, мы воскрешаем к жизни 13й век и, пока это применяется в музеях или в спектаклях, мы должны продолжать поиск надёжных источников и делать реконструкцию всё более и более качественной. Это может быть сделано только путём строго отбора, не давая себе возможности попасть в ловушку различных иллюзий, описываемых Одиль Блан в своей статье:
Иллюзия в описании, в именовании, в повествовании, иллюзия образная и иллюзия материальная.

При этом особенно важно не придерживаться первого впечатления от изображения. Иначе мы рискуем получить тот самый «мешок для репы», лишённый какого-либо эстетического чувства, ведь элегантные драпировки можно получить только после тщательного анализа и подготовки, подбора материалов.

Следует иметь ввиду, что некоторые тонкости и некоторые виды использования будут оставаться неизвестными нам до новых открытий. Реконструировать одежду, основываясь только на текстах, не имя изображений того, что они описывают, является очень сложной задачей, и результат кажется очень сомнительным с точки зрения серьёзного подхода. Поэтому мы должны разобраться с этим фрагментарным виденьем того, что мы делаем посредством нашей реконструкции, ведь, возможно, мы удовлетворяемся реконструкцией бабок в клабуках.

Чтобы идти дальше

Как уже было сказано, некоторые из моих работ по реконструкции привели меня к этим размышлениям, и каждая из них по-своему иллюстрирует то, что было здесь описано:
- Крестьянский костюм на основе туники Святой Елизаветы из Турингии
- Костюм куртизанки на основе туники Святой Клары Ассизской
- Благородный костюм в германском стиле (как кажется).
Наконец, мне хотелось бы отметить очень хорошую работы о костюме 13 века, далёкую от всяких клише: (???), который опубликовал статью об одной из реконструкций (костюм рейнской графини примерное 1250 года) в журналах История и Картины Средневековья.

Примечания

[***] Гийом де Лоррис, Жан де Мён, Роман о Розе. Средневековая аллегорическая поэма. Перевод и комментарии И.Б. Смирновой — М.: ГИС, 2007. — 671 с.
[1] Rolland Barthes ; Histoire et sociologie du Vêtement ; Annales. Économies, Sociétés, Civilisations. 12e année, N. 3, 1957. pp. 430-441.
[2] Jean Gimpel ; La révolution industrielle au Moyen Age ; Seuil ; 1975
[3] Dominique Cardon ; La draperie au Moyen Age, Essor d'une grande industrie Européenne ; CNRS éditions ; 1998.
[4] Sophie Desrosiers ; Draps d'Areste (II). Extension de la classification, comparaisons et lieux de fabrication ; Soieries médiévales
[5] C. Casagrande, S. Vecchio ; Histoire des péchés capitaux au Moyen-âge ; Aubier ; 2003.
[6] J. Frappier, Étude sur Yvain ou le chevalier au lion de Chrétien de Troyes, Paris, SEDES, 1969
[7] Christina Frieder Waugh, « Well-cut through the body : » fitted clothing in twelth-century Europe, DRESS, 1999, vol 26
[8] Sarah-Grace Heller ; Fashion in medieval France ; D. S. Brewer, Cambridge ; 2007.
[9] Sarah-Grace Heller ; Sumptuary Legislation in France, Languedoc and Italy.
[10] Voir l'article sur le costume d'une fausse courtisane vers 1250.
[11] Else Østergaard ; Woven into the earth ; Aarhus University Press ; 2003.
[12] Frédérique Lachaud ; La critique du vêtement et du soin des apparences dans quelques œuvres religieuses, morales et politiques, XIIe-XIVe siècles, Le corps et sa parure ; SISMEL - EDIZIONI DEL GALLUZO ; 2007.
[13] Nathalie Coilly, Marie-Hélène Tesnière (dir) ; Le Roman de la rose, l'art d'aimer au Moyen Age ; BNF ; 2012.
[14] Odile Blanc ; Histoire du costume : l'objet introuvable ; Médiévales, N°29, 1995. pp. 65-82.
[15] voir ci-dessus
[16] « Belles robes et beaux garnements améliorent considérablement un homme, aussi dois-tu confier ta garde-robe à un tailleur qui sache couper, qui fasse des coutures bien situées, et manches seyantes et élégantes. » Guillaume de Lorris

@темы: Переводы, Культурологика, Интересное., ~l'histoire~

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

[Пустота]

главная