20:07 

Женская мода в 13 веке: обзор и перспективы реконструкции

Даниэль де Сант-Этьен
Stop the World – I Want to Get Off (с)
Оригинал статьи: hemiole.com/reconstitution/index.php/post/2012/...
Перевод мой, поэтому прошу не судить слишком строго.


Женская мода в 13 веке: обзор и перспективы реконструкции

Между эксцентричной модой 12 века, формировавшейся под сильным влиянием Востока и Византии, и революцией моды в 14 веке, создающей разнообразные формы силуэта (Odile Blanc ; Parades et parures, L'invention du corps de mode à la fin du Moyen Age; Gallimard; 1997), 13 век часто рассматривается как период без моды. Период, когда высшее общество не проявляло особого интереса к платью. Во многом это связано с правлением Людовика Девятого (Святого), благочестивого и строго (о чём свидетельствовали его современники), давшем отличный повод для пренебрежения модой и связанными с одеждой обычаями.

Тогда 13 век — это царство «мешка для репы» или всё же царство элегантности? Это не только вопрос стиля: данная тема также подводит нас к вопросу реконструкции костюма 13 века.

Если представлять себе или реконструировать костюм данного периода, то для этого не нужно создавать или писать историю костюма, но, тем не менее, необходимо как минимум знать историю форм и силуэтов этого костюма, разбираться в его назначении и понимать социологию одежды.

Экономический, социальный, исторический и политический контекст

Мы не собираемся переписывать историю 13 века. Этот век часто рассматривается как самый стабильный и процветающий период Средневековья: включите сюда развитие соборов, университетов, новых городов. Казалось бы, вместе с этим вполне можно ожидать бурного развития одежды, преобразований в моде этого золотого века. Но, однако, в отношении одежды это далеко не так очевидно.

...И текстиль во всём этом?

В конце 12 века происходит первая промышленная революция. Революция текстиля заканчивается к 1165 году. Сукно (шерстяная ткань) достигает в этот период своего расцвета и ещё долго остаётся самой широко используемой тканью.

Дорогие ткани, такие как шёл, широко импортируются с Ближнего Востока, но также и из Италии и Испании, в которых развиваются мастерские, копирующие восточные техники. Эти ткани встречаются на ярмарках в Шампани. Аналогичная работа начинает вестись и во Франции: в 13 веке шелководство появляется в Ардеше, в Лангедоке (Минпелье и Але) располагаются ткацкие мастерские.

Наблюдения: иконография женского костюма

Миниатюра

Миниатюра даёт нам достаточно однозначное представление о моде высших слоёв общества в 13 веке на примере изображений костюмов в Библии Мациевского или других манускриптов (Жизнь Святого Людовика...): это котты, свободные и длинные, соединённые без каких-либо украшений, кроме белой окантовки, иногда интерпретируемой как вышивка или следы подкладки, но, вероятно, являющиеся всего-лишь изображениями бликов.

 photo abigail-1_zps33c25c32.jpg
Библия Мациевского. The Pierpont Morgan Library MS M.638 fol. 33v. Абигая встречает Давида.


Первая деталь, которая бросается в глаза при взгляде на эту миниатюру, это силуэты персонажей: вытянутые, они передаются только зачтёт складок, образующихся на талии, и массы ткани (шлейфа) стелющейся по земле.

Второй примечательной деталью является едва ли не полное отсутствие украшений: не более одной пряжки для украшения котты, длинный пояс, кошелёк и двойной шнур, придерживающий плащ.

Bible de Maciejowski. The Pierpont Morgan Library MS M.638 fol.13v. Compagnes de la fille de Jepht photo liseres_zps58ee9a3a.jpg
Библия Мациевского. The Pierpont Morgan Library MS M.638 fol.13v.
Группа дочерей Иеффая. Обратите внимание на белые оторочки у воротников и манжетов.


Carnets de Villard de Honnecourt, MS. 19093 Fran photo 27_m_zps14609b49.jpg
Carnets de Villard de Honnecourt, MS. 19093 Français, BNF.


На этом рисунке опять-таки присутствует масса складок: они во множестве возникают на каждой детали одежды, рукава мантии, сплошь в складках, кажутся невесомыми. Опять же, ноги — силуэт образуется за счёт тяжёлой массы ткани.

Скульптура

Скульптура той эпохи предлагает нам иное виденье, на этот раз трёхмерное, но лишает костюм одного из главных его качеств — цвета. Но, тем не менее, она даёт нам хорошее представление о складках, объёмах и драпировках.

Cath photo ThreeWiseVirginsMagdeburg_m_zps4584b419.jpg
Магдебургский собор: мудрые девы.


На примере мудрых дев нам в трёх измерениях показывают всё те же гладкие силуэты. Множество складок вовсе не скрывает очертаний тела, напротив, подчёркивая грудь и бёдра. Украшения здесь по прежнему сводятся к аксессуарам: пряжки, ремни, завязки пальто. Тем не менее, статуи того же региона сохранили свою полихромность, из-за чего выглядят уже менее строго: их цвета живые и контрастные.

Cath photo reglindis-01_zpsbda31b35.jpg
Наумбургский собор, Реглиндис.


Cath photo Tentateur_et_vierge_folles_m_zps6f564a14.jpg
Страсбургский собор, Искуситель и неразумные девы.


Здесь неразумные девы показаны виляющими бёдрами, довольно хорошо различимыми, несмотря на просторные, плиссированные котты. Текучесть одежды подчёркивает смысл этой сцены, описание которой обнаруживается в работах некоторых моралистов, осуждавших действия женщин, пытающихся быть соблазнительными.

Предварительные выводы

Можно видеть, что женский костюм 13го века далёк от бесформенности, напротив, он демонстрирует нам живой и динамичный силуэт. Если тело и не демонстрируется напрямую (одежда на нём не обтягивающая, не выдаёт очертаний тела), тем не менее все изображения телесного призваны пробудить определённое эстетическое чувство. Платье 13го века не является ни не-модой, ни одеждой, скрывающей тело: оно тонко демонстрирует силуэт, умело подчёркивая его женственность.

@темы: Культурологика, Коллекционер мыслей, Интересное., ~visuelle~, ~l'histoire~, Переводы

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

[Пустота]

главная