Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
01:46 

Немного о том, что нужно знать об айти-специальностях

Даниэль де Сант-Этьен
Stop the World – I Want to Get Off (с)
Вспоминая относительно недавний разговор с младшим братом, я всё-таки решил написать пару слов о своей специальности и о том, какие ошибки чаще всего допускают люди, поступающие на направления вроде моего.

Для справки: в данный момент я являюсь студентом-бакалавром, моё направление подготовки — «Информатика и вычислительная техника». То есть, переводя на более понятный язык, я студент-айтишник, во многом такой же, как и тысячи других студентов-айтишников, о которых, собственно, и пойдёт речь ниже. Такой же — потому что, во-первых, все айтишные специальности близки между собой и включают схожий набор компонентов, просто перемешанных между собой в разных пропорциях, и, во-вторых, потому что в случае с бакалаврыми имеющиеся различия между специальностями ещё менее ощутимы, чем в случае с магистрами или аспирантами.

Исходя из всего этого, я вполне могу представить себе неких «сферических айтишных бакалавров в вакууме», а также неких «сферических абитуриентов в вакууме», которые собираются пополнить собой ряды студентов-айтишников, и немного о них порассуждать. Хотя вступление и так уже получилось слишком долгим и нудным (интересно, сколько людей дочитают этот пост до конца?), я ещё раз подчеркну, что ниже речь пойдёт именно о неких совершенно абстрактных персонажах, обучающихся в совершенно абстрактных вузах, и потому поправки на конкретные реалии конкретных учебных зведений делаться не будут. Рассмотрена будет именно общая тенденция.

Для начала стоит сказать, что все студенты-айтишники, как, вероятно, и вообще все студенты, делятся в массе своей на три категории:
— Выбрали своё направление вполне осознанно, имея более-менее адекватные представления о том, куда и зачем они поступают (наиболее малочисленная категория, надо сказать);
— Поступили не с целью получения конкретной специальности, а в связи с некими жизненными обстоятельствами (чтобы откосить от армии, потому что заставили родители, за компанию, ради интереса, просто случайно и т.д.)
— Выбрали направление осознанно, но при этом не имея о нём достаточно адекватного представления.

Конечно, все три группы по-своему несчастны. Первые (к числу которых я отношу себя) страдают преимущественно из-за упрощения программы обучения: поскольку большая часть студентов, особенно на первых курсах, относится ко второй и третьей категориям, программу делают довольно лёгкой, направленной на повторение или изучение того, что изучалось или должно было изучаться ещё в школе. Конкретный пример: даже на айтишных специальностях студентов-первокурсников, которые до этого занимались программированием или хотя бы изучали в школе нормальную информатику, а не Ворд с Экселем, подавляющее меньшинство, и потому всякая ерунда, вроде систем счисления и прочих Паскалей, вероятнее всего, будет преподаваться с нуля. Точно так же, к слову, страдают практически все выпускники специализированных школ: вузовская программа, в отличии ЕГЭ по некоторым предметам, рассчитана на выпускника среднестатистической общеобразовательной школы.

Но сейчас речь немного не о том. В первую очередь мне хотелось бы написать именно о студентах, и, соответственно, абитуриентах из самой последней категории. Конечно, возможно, не многие понимают, как можно не иметь адекватного представления о специальности, на которую ты поступаешь. Действительно, в случае с такими специальностями, как «переводчик», «учитель географии» или «инженер ПТМ» всё более-менее ясно и понятно из названия. Но айти-сфера — это такая сфера, о которой в целом существует довольно искажённое представление. Например, все мы учились в школе и потому представляем себе, чем занимается учитель. Точно так же мы представляем себе работу врача, повара, телеведущего, полицейского, машиниста или архитектора. А вот айтишники для многих обывателей были и остаются такими странными, приросшими к компьютерам существами, говорящими на непонятном языке и делающими какие-то непонятые, похожие на магию или шаманство, вещи.

Действительно, мы все видим и понимаем, что делает тот же самый архитектор. Мы все видим и сам процесс стройки, и его конечный результат — здание; можем представить, как это происходит, каких навыков и умений требует. А вот в случае с «компьютерщиком» обычному человеку чаще всего не виден не только сам процесс работы, но и её результат, и уж тем более этот обычный человек понятия не имеет, что же нужно знать, чтобы этого результата добиться. И потому представитель айти-сферы — сисадмин, программист, веб-дизайнер и «тот парень, который ремонтирует ноутбуки» — остаётся в глазах непосвящённого просто человеком-который-разбирается-в-технике. Отсюда, например, и все эти «тыжпрограммисты»: попробуй вот так с ходу объясни человеку, который не видит разницы между компом и холодильником, что ты, чёрт возьми, не для того 5 или 6 лет учился в вузе, чтобы настраивать ему телевизор.

Вот тут, собственно, и возникает вуз. И всё бы было с ним хорошо, не будь в массовом создании этих самых «тыжпрограммистов». Ведь кто такой этот самый «тыжпрограммист»? Это человек, который переустанавливает винду, взламывает странички вконтакте и делает так, чтобы «вот это окошечко исчезло», то есть выполняет всю ту работу, которая на самом деле не имеет никакого или почти никакого отношения к программированию и/или системному администрированию, но при этом является наиболее заметной для большинства обывателей. И потому периодически в среде абитуриентов айтишных вузов появляются люди, желающие стать не программистами, а именно «тыжпрограммстами».

Допустим, есть у нас некий мальчик Петя. Петя любит играть в игры, кое-что понимает в видеокартах и хочет в дальнейшем совмещать свою работу со своим хобби, то есть, к примеру, писать игры, хакерить и попутно переустанавливать винду хорошеньким девушкам. Программировать Петя пробовал в лучшем случае в школе на Паскале, может, читал какие-то форумы и исправно лайкает паблик «Типичный программист» вконтактике. В лучшем случае. В худшем Петя никогда не делал даже этого, зато твёрдо решил поступать в айтишный вуз.

Пускай наш Петя неплохо сдал ЕГЭ и поступил на интересовавшую его специальность — тут Петя наверняка особо не заморачивался и выбирал наугад, потому что, как уже было сказано выше, все айтишные специальности похожи между собой. Конечно, возможно, Петя поинтересовался у доброй тёти из приёмной комиссии, чему же его будут на этой специальности учить. Но чаще всего этого никто не делает, не говоря уже о знакомстве с учебными планами, да и тёти из приёмной комиссии любят вешать абитуриентам лапшу на уши. Итак, Петя поступил, и, наверное, очень этому обрадовался, не подозревая, какое разочарование его ждёт в самом ближайшем будущем.

А оно ждёт Петю просто непременно. Почему? Как было уже сказано выше, Петя считает, что его будут учить писать игры, ломать сайты и клеить тёлок переустанавливать Винду, но с самого первого курса учить его будут чему угодно, но только не этому. Более того, его будут учить тем вещам, к изучению которых Петя не был морально готов: его милый, изнеженный компьютерными играми мозг будет жестоко изнасилован высшей математикой, прикладной математикой, матлогикой, физикой, схемотехникой, теорией автоматов... Некоторые из этих предметов заставляют страдать даже подготовленных студентов из первой категории (см. выше), что же говорить о бедном наивном Пете? При этом, как Петя обнаружит немного позже, чтобы реально овладеть специальностью, нужно знать и уметь намного больше, чем дают в вузе, и процесс обучения будет далеко не таким лёгким и приятным, как ему казалось в начале. Ведь Петя, скорее всего, думал, что сможет научиться всему и сразу: сегодня поступил в вуз, а завтра уже написал классный шутер. Но, увы, ничто в мире не бывает так просто.

Что станет с нашим Петей потом? Конечно, есть неплохие шансы, что он сможет полюбить свою специальность такой, какая она есть, закончить вуз и в действительности совмещать работу и хобби, просто немного в ином ключе, чем ему думалось вначале. Но есть и вероятность, что Петя забросит учёбу и будет отчислен, или начнёт переводиться с одной специальности на другую, или... В общем, столкнётся со всеми сложностями, с которыми сталкивается человек, поступивший «не туда».

Что я хочу всем этим сказать и зачем вообще писал такой длинный пост?

А дело вот в чём. Конечно же, я ни в коем случае не предлагаю кому-либо отказываться от поступления на айтишную специальность как таковую: во-первых, базовое техническое образование, каким бы оно не было, это очень хорошо, и его нельзя заменить никакими курсами, даже самыми крутыми и прогрессивными. Во-вторых, быть нормальным программистом намного интереснее, чем «тыжпрограммистом», пикапером-неудачником или хакером-самоучкой. Главное — запастись терпением. Или задуматься, действительно ли всё это — именно то, чему хочется посвятить свою жизнь. Естественно, после окончания вуза вовсе не обязательно работать по специальности, но и тратить от четырёх до шести лет на изучение того, чем не хочешь потом заниматься, тоже как-то глупо.

Поэтому я очень надеюсь, что люди, собирающиеся поступать на айтишные специальности и прочитавшие этот пост до конца (если такие найдутся) в первую очередь задумались над тем, насколько их представление об их будущей профессии соответствует действительности, а действительность — их желаниям.

@темы: Танцы с бубном., Мысли вслух, Культурологика

URL
Комментарии
2014-05-07 в 07:47 

-Anhen-
Вас так много, а меня так мало
дельный пост. жалею, что не прочла его в тот момент, когда писала статью о студентах-айтишниках в своём вузе, быстрее избавилась бы от стереотипов.)
а так.. думаю, подобное со многими и более "очевидными" специальностями происходит. например, когда люди узнают, что я журналист, но не профессиональный фотограф, то искренне удивляются, почему-то в сознании многих это абсолютно идентичные направления. так что..

2014-05-07 в 11:15 

T.m.Black
не зеркало , а молоток
Спасибо что написал. А то я помню, как Ты обьяснял нам на пальцах, что на хакеров не учат в вузе, тут нужны курсы по джаве и ассамблеру, а на одних курсах далеко не уедешь, так как игры пишутся и сайты ломаются все равно по схеме, напрямую завязанной на математике и физике. Но это понимаю я, потому что начав работать, быстро понял что без теоретической базы вообще никуда не уедешь. Просто запнешься на середине, потому что не сможешь до конца понять механизм действия.
Но этого не понимает и не хочет понимать большинство, и появляются потом Хане и Ритоньки, которые насмотрелись на крутых хакеров в массмедиа, и искренне не понимают что происходит.
Отличныц пост)

2014-05-07 в 11:25 

Girtab
Сумувати будемо потім.
Отличный пост, спасибо! Покажу сестре, она как раз собирается на это направление:)

2014-05-07 в 13:35 

Даниэль де Сант-Этьен
Stop the World – I Want to Get Off (с)
-Anhen-, спасибо)
Да, думаю, в какой-то мере со всеми специальностями есть такая путаница, особенно если эти специальности как-то между собой связаны. Просто где-то разницу между ними понять проще, где-то — сложнее.

T.m.Black, рад, что тебе понравилось))
Но это понимаю я, потому что начав работать, быстро понял что без теоретической базы вообще никуда не уедешь. Просто запнешься на середине, потому что не сможешь до конца понять механизм действия.
Это вообще отдельная тема, как мне кажется. Мне иногда приходится сталкиваться с людьми, убеждёнными, что никакая теоретическая база, никакое образование не нужно, можно просто вот так взять и открыть своё дело и тут же хорошо заработать. Обычно при этом ссылаются на «случаи из жизни» — каких-то бизнесменов или «одного знакомого моего знакомого», но мало кто понимает, что это скорее исключения, чем правило. К тому же даже те люди, которые смогли начать своё дело либо устроились на хорошую работу, не имея при этом образования, всё равно потом идут доучиваться, чтобы иметь возможность продвигаться дальше.

Girtab, спасибо!
Покажи, я буду рад, если это натолкнёт её на какие-то мысли и хоть как-то поможет определиться с выбором специальности))

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

[Пустота]

главная