Даниэль де Сант-Этьен
Stop the World – I Want to Get Off (с)
Снова немного из приложений к «Беднякам Христовым».
Перевод credentes: http://credentes.livejournal.com/213772.html


ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследователь ХХ столетия, изучающий катаризм, должен совершить смелый акт «контр-ревизионизма»: осмелиться поставить под сомнение все, что до сих пор об этом знали, и во что верили. Нужно осознавать, что по выражению Жоржа Дюби, мы фактически «ничего не знаем о ереси, только от тех, кто ее преследовал и победил, только из актов ее осуждения и опровержения».

Приключения исследователей катаризма

Побежденный и вычеркнутый из Истории, катаризм очень долго был известен именно в интерпретации победителей, особенно доминиканских инквизиторов. До пятидесятых годов ХХ века между историками существовал своего рода добротный консенсус, источником которого служили несколько апологетических трудов, опубликованных в разное время, преимущественно католическими теологами, о том, что катаризм - это окончательно решенный вопрос. Кульминацией этого консенсуса был 1953 год, когда вышла книга Арно Борста Die Katharer, опубликованная через двадцать лет на французском языке под названием Les Cathares. Это была попытка приуменьшить крайности ужасных событий крестовых походов и Инквизиции, представляя их как меньшее зло, необходимое для того, чтобы очистить христианскую Европу от заражения опасной ересью, восточного и манихейского происхождения, подрывавшей общественный порядок.

Нарыв на теле средневекового христианства

Итак, сделаем выводы: катаризм, чужеродный нарост на теле средневекового христианства, не мог восприниматься иначе, как нарыв или гангрена, и в конце концов, христианство отвергло его, выздоровело и очистилось.

Но в те же самые 50-е годы некоторые медиевисты начинают задавать вопросы о том, какой на самом деле была природа этой средневековой ереси, и какую роль она сыграла в эволюции западноевропейского общества. Они попытались приподнять краешек завесы, критически прочитывая документы. Значительную помощь в этом деле оказали внезапные открытия - на протяжении двадцати лет - многих абсолютно новых текстов аутентично катарского происхождения, которые полностью переориентировали исторические исследования. Два катарских трактата - самый знаменитый из которых Книга о двух началах - а также две, а потом три литургические катарские книги на латыни и на окситан, найденные в архивах европейских библиотек, стали объектом изучения. В 1959 году Рене Нелли впервые издал их на французском языке в книге Писания катаров (Denoell).

Катаризм очищается от мифов

Провозглашенный манихейской ересью и преследуемый в Средние века, катаризм определял себя сам, в своих собственных книгах, аутентичным христианским движением. Начиная с 1970-80-х гг. в медиевистике появляется много новых исторических трудов, значительно расширяющих наше познание о происхождении этой ереси из эпохи Тысячелетия и монашеской романской культуры. Эти работы вновь подняли старый вопрос о катаризме. Инициатором и предтечей этого движения стал Жан Дювернуа, который, опубликовав реестры Инквизиции Жака Фурнье, показал нам, наконец, человеческое и социальное измерение средневековых верований Юга. В 1976 году он опубликовал в издательстве Privat книгу «Религия катаров», первый том настоящей Суммы под названием «Катары», наконец, очистившей катаризм от мифов и сказок.

Анн Бренон, апрель 1997.

@темы: ~l'hérésie~, ~l'histoire~, ~le catharisme~, Коллекционер мыслей, Культурологика