Даниэль де Сант-Этьен
Stop the World – I Want to Get Off (с)
И снова выдержки из приложений к «Беднякам Христовым» госпожи Бренон.
Перевод credentes: http://credentes.livejournal.com/213312.html


Инквизиция оказалась не так уж эффективна в борьбе с движением вальденсов, не имевших такой жесткой структуры, как катарская Церковь, и более приспособленных к тому, чтобы пережить подполье. Раздающиеся то тут, то там по всей Западной Европе в первые годы XII столетия требования евангельской бедности и свободной проповеди Слова Божьего, начиная с 1170 года кристаллизуются вокруг призвания Лионских Бедняков, которых непримиримость церковных властей вначале отбросила в ряды раскольников, а потом - еретиков. Лионские и ломбардские Бедняки, своего рода предшественники нищенствующих орденов, особенно францисканского, радикализировались во время религиозных преследований и рассеялись по Центральной Европе, примкнув к гуситам, а потом к протестантской Реформы 1532 года.

Вальденсы отказывались от авторитарных структур иерархии Римской Церкви и подвергали сомнению ценность таинств, полученных из рук недостойного священника. В середине XIII века радикальное крыло францисканцев, спиритуалы, объявили, что хотят быть верными образу жизни святого Франциска и отказались вначале от конвентуального пути своего ордена, а потом от его заангажированности в инквизиторские репрессии. В Лангедоке их поддержали третьи ордена бегинов и бегинок. Приняв пророческие апокалиптические видения иоахиммитов - в той или иной степени последователей Иоахима Флорского, они провозгласили неизбежность явления Церкви Духа Святого, которая свергнет власть насильственной, погрязшей в роскоши и привязанной к материальным благам Римской Церкви, когда эпоха Сына сменится эпохой Духа. В Италии движение апостоликов Герарда Сегарелли и Фра Дольчино стали экстремальным пароксизмом этого религиозного движения, провозгласив одновременно и приход Церкви Духа, и осуществление справедливости в этом мире.

В первые десятилетия XIV века Инквизиция стала жечь спиритуалов и бегинов в Лангедоке и апостоликов в Италии - одновременно с последними катарами в Лангедоке. В то же время Джон Уиклиф и его лолларды в Великобритании, как позже Ян Гус в Богемии, а потом табориты, настаивали как на моральной и теологической Реформе извращенной Церкви, так и на социальной справедливости.

Анн Бренон. Консилиум, 1997.

@темы: Культурологика, Коллекционер мыслей, ~le catharisme~, ~l'histoire~, ~l'hérésie~