Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи с темой: ~le catharisme~ (список заголовков)
22:10 

Stop the World – I Want to Get Off (с)
Из «Жизнь и смерть христианской Церкви» Анн Бренон.

Что касается Суммы против катаров и Лионских Бедняков Райнерия Саккони, то она представляет интерес, поскольку ее автор, доминиканец и инквизитор, является бывшим раскаявшимся катаром, и можно предположить, что в его лице мы располагаем информацией из первых рук, хотя и не очень искренней. И наконец, Ансельм Александрийский в 1270-х гг. присоединяет к своему трактату описание итальянских Церквей конца XIII века, подробно останавливаясь на их доктринальных различиях.

Собрание этой литературы, которое долгое время оставалось единственным документальным источником, доступным для историка, впрочем, в основном сосредоточено на доктрине и на догматических ошибках катаров. Именно антикатарские Суммы католических теологов информируют нас о различных видах и подробностях дуализма и докетизма еретиков. Тот факт, что еретики исповедовали различные мнения, интерпретировался как доказательство их непостоянства и непрочности их доктрины, и вменялся им в вину. Мы бы ничего не знали об абсолютном и умеренном варианте дуалистических верований итальянского катаризма первой половины XIII века без злоречивых отчетов их католических противников. Доминиканские Суммы так же a priori интерпретируют катарский дуализм, придавая ему образ древнего манихейского дуализма, изображая его в качестве отправного пункта, догмата, определяющего ориентацию доктрины в целом. Это чрезмерно доктринальное фокусирование трактатов опровержения катаризма определило такое же чрезмерно доктринальное фокусирование исторических трудов о катаризме, поскольку до второй половины ХХ века эти труды основывались исключительно на католических трактатах.

Полностью: http://credentes.livejournal.com/113158.html

@темы: Коллекционер мыслей, ~le catharisme~, ~l'histoire~, ~l'hérésie~

22:05 

Полемические трактаты

Stop the World – I Want to Get Off (с)
Из «Жизнь и смерть христианской Церкви» Анн Бренон.

Начиная с перелома XII-XIII веков, в Западной Европе появилась настоящая религиозная литература, созданная специально для борьбы против ереси. Теперь диссидентские группы были лучше известны, католические клирики и интеллектуалы поняли недостаточность аргументов патристики против их проповедей: уже никого не убеждали ни именование их арианами или манихеями, ни обвинения в колдовстве, разврате или черной магии. Нужен был отточенный анализ, глубокое изучение документов, чтобы опровергать их, чтобы убеждать и возвращать в овчарню восприимчивых овец, завлеченных лживыми пророками.

Вот почему Суммы и трактаты антикатарской полемики являются источниками и документами, несомненно, достойными интереса и полезными для историка, который может также увидеть в них напряженную религиозную атмосферу того времени, а также некоторые реалии собственно катаризма. Здесь нет слишком явной лжи, слишком грубой клеветы: эти трактаты, чтобы эффективно исполнять свою роль, должны были, по крайней мере, выглядеть правдоподобно и быть отлично документированными. Конечно, не следует искать в них правильного восприятия «еретической чувствительности». Наоборот, изучая их, всегда следует быть начеку и помнить о мотивациях их создания: естественно, что они написаны для того, чтобы дать католическим проповедникам правдоподобные и проверяемые аргументы, способные показать колеблющимся ошибочность катаризма, или помочь инквизиторам, указывая на определенные распознаваемые признаки, выявить подпольного еретика среди подозреваемых, которых он должен допрашивать.

Потому логично, что в этих книгах делается ударение на своеобразных или фольклорных деталях, которые легко высмеять, на недостатках теологической обороны или внутренних противоречиях, реальных или кажущихся, еретической теологии; на том, что удаляет, а не приближает Церковь Добрых Людей к Римской Церкви. Возможно также, что теологи, писавшие эти трактаты, пытались интерпретировать еретические тезисы согласно своей католической логике, искренне не понимая специфику Церкви Добрых Людей - и особенно ее недогматического характера.

Полностью: http://credentes.livejournal.com/113158.html

@темы: Коллекционер мыслей, ~le catharisme~, ~l'histoire~, ~l'hérésie~

23:53 

Stop the World – I Want to Get Off (с)
Из книги Ю.К. Бегунова «Козьма Пресвитер в славянских литературах». София, 1973.

... Во всяком случае, нельзя оставить без внимания некоторые явления русской жизни XI века, которые не без основания связывают с проникновением богомильства на русскую почву. Следы знакомства с богомильской космогонической легендой о сотворении челоека дьяволом мы находим в рассказе о восстании волхвов в «Повести Временных Лет» (под 1071 год). Об отражении богомильских воззрений в этом рассказе, а также в рассказах Киево-Печерского патерика о Никите-Затворнике (1096-1105), в рассказах Никоновской летописи (под 1004 и 1123 года) об еретиках Адриане и Дмитре недавно писали Д.Оболенский, Е.Эйхлер, Б.Примов, Д.Ангелов, И.Поланова.

Читать дальше.

@темы: ~l'hérésie~, ~l'histoire~, ~le catharisme~, Коллекционер мыслей

21:31 

Тюрьма Мур в Каркассоне

Stop the World – I Want to Get Off (с)
Мой перевод небольшой заметки из блога Жана-Луи Гаска: almouni.blogzoom.fr/1244123/La-prison-du-Mur-a-...
Заранее извиняюсь за возможные неточности в плане терминологии (все знают, какой из меня переводчик).

ТЮРЬМА МУР В КАРКАССОНЕ

 photo La-prison-du-Mur-a-Carcassonne_zps295c8f42.jpg

Инквизиция в Каркассоне

Основанная в 1233 папой Грегорием IX после «крестового похода против Альбийгоцев», «Расследование против еретической порчи» было поручено нищенствующим орденам, братьям-проповедникам, доминиканцам, и, впоследствии, миноритам - францисканцам, «дабы умерить их пыл». У Инквизиции очень рано появилось две стороны, две роли: обязательная исповедь и ритуал покаяния. Этот религиозный трибунал, не подчинявшийся никому, кроме папы, первоначально был странствующим. Доносы были частью системы. Исповеди-показания, запротоколированные нотариусами, служили следствию: подсудимый не знал, что известно Инквизиции, и вынужден был стать осведомителем, чтобы продемонстрировать добрую волю...

Читать дальше.

@темы: ~l'hérésie~, ~l'histoire~, ~le catharisme~, ~visuelle~, Коллекционер мыслей, Переводы

15:27 

Анн Бренон, «Зима катаризма»

Stop the World – I Want to Get Off (с)
Ниже приведены ссылки на переводы романов из цикла «Зима катаризма» Анн Бренон.

За перевод и размещение спасибо Кредентес и Гильельме.
credentes.livejournal.com/
guillelme.livejournal.com/


«Нераскаявшаяся»

+++

«Пастух в изгнании»
(«Сыны Несчастья»)

+++

«Сарацинские города»

Предисловие.
Пролог

Часть 1.

Часть 2. Глава 17.
Часть 2. Глава 18.
Часть 2. Глава 19.
Часть 2. Глава 20.


С появлением новых глав анонс будет пополняться, а пост, соответственно, подниматься.
запись создана: 20.03.2012 в 23:11

@темы: Красивое., Коллекционер мыслей, ~le catharisme~, ~l'histoire~, ~l'hérésie~

00:07 

Stop the World – I Want to Get Off (с)
Не, ну кое-что Хьюстон очень верно прокомментировал:

«Так или иначе, миссия «святой проповеди» была провалена, и в 1208 — 1209 году папа римский Иннокентий III призвал к крестовому походу против повинных в «грехе толерантности» окситанских сеньоров. Епископ Осмы умер, и у него не осталось возможности показать триумф своей глубокой убежденности, что терпеливым, последовательным и всеобщим опровержением можно преодолеть теологические разногласия и диссидентство: 12-13 обращений за 2-3 года его миссионерства было недостаточным, чтобы переубедить папу, пребывавшего в страхе и уверенного в том, что ересь можно уничтожить только силой (трус, лол).
Весной 1209 года на территорию Окситании вторглась армия крестоносцев под предводительством Симона де Монфора (пофиг, о нём никто не знает). Долгая и кровопролитная война закончилась поражением Юга (Окситания потеряла свою независимость), но вместе с тем и поражением папы: Святой Престол продемонстрировал своё бессилие в мирной борьбе с ересью, но и уничтожить её силой оружия не смог — диссидентская Церковь была ослаблена и лишена влиятельных покровителей, но всё же не уничтожена (ха-ха).»

@темы: ~l'hérésie~, ~l'histoire~, ~le catharisme~, Коллекционер мыслей, Посмеяться

21:30 

Stop the World – I Want to Get Off (с)
Ну да.
01.10.2013 в 12:26
Пишет Эррор Ляпсус:

Южный (окситанский) парк
Мини-пьеса в трёх действиях.

Пётр де Кастельно: И Бог, наш создатель, сказал "Прокляну!". И проклял!
Раймон VI: Да когда ж он сдохнет-то, наконец?
Юноша с веслом: А вот прямо сейчас и сдохнет!
Иннокентий III: О Боже мой! Они убили моего легата! Сволочи!

Крестоносцы: Симон, не выпендривайся, надень шлем!
Симон де Монфор: Да Боже мой! Я главный положительный герой! Что со мной может случиться?
Тулузцы: Заряжай! Целься! Пли!
Крестоносцы: О Боже мой! Они убили Симона де Монфора! Сволочи!

Гийом Арно: Мне доверили очень важные обязанности для защиты веры Христовой и послушания Римской Церкви. Поэтому я со всей христианской любовью вас сожгу.
Рыцари и солдаты монсегюрского гарнизона: Вот за такую любовь тебя и порубят на части. Типа, здрасьте.
Пьер Роже де Мирпуа: Ну почему вы не принесли мне череп Гийома? Я бы пил из него вино!
Братья-проповедники: О Боже мой! Они убили инквизиторов! Сволочи!

URL записи

@темы: Посмеяться, Коллекционер мыслей, ~le catharisme~, ~l'histoire~, ~l'hérésie~

00:27 

Stop the World – I Want to Get Off (с)
Переводы книг Анн Бренон и некоторых других материалов по катаризму, выполненные многоуважаемой credentes, теперь есть в формате pdf:
http://www.fatuma.net/text/christ

P.S.: В текстах могут быть опечатки, о них очень просили сообщать в случае обнаружения :)

@темы: ~l'hérésie~, ~l'histoire~, ~le catharisme~, Коллекционер мыслей

16:18 

Оплот ереси

Stop the World – I Want to Get Off (с)
Материалы жж-сообщества «Оплот ереси» (ostal-eretges.livejournal.com/).
Новые ссылки буду добавлять по мере появления материалов. Приятного прочтения! :)

Оглавление, ссылки.

16) Анн Бренон, «Жизнь и смерть христианской Церкви»
(ссылки на перевод книги)
ostal-eretges.livejournal.com/14620.html

17) Анни Казенаве, «Пиренейский край среди бурь»
(Перевод статьи)
ostal-eretges.livejournal.com/15076.html

18) Анн Бренон, «Крестовый поход словом»
(Перевод статьи)
ostal-eretges.livejournal.com/15341.html

19) Анн Бренон, «Две Церкви»
(Перевод статьи)
ostal-eretges.livejournal.com/16466.html

20) Два эпизода из истории противостояния инквизиторам в Окситании. 1230-е годы.
ostal-eretges.livejournal.com/16883.html

21) Анн Бренон. Катары: бедняки Христовы или апостолы Сатаны.
(Ссылки на перевод книги)
ostal-eretges.livejournal.com/17113.html

22) Даниэла Мюллер. Катаризм в Рейнских землях.
(Перевод статьи)
ostal-eretges.livejournal.com/17418.html

23) Анн Бренон. Ересь и Инквизиция: инфернальная диалектика.
(Перевод статьи)
ostal-eretges.livejournal.com/18356.html

Оплот ереси

Баннеры.
запись создана: 27.02.2012 в 21:19

@темы: Культурологика, Коллекционер мыслей, Важно, ~le catharisme~, ~l'histoire~, ~l'hérésie~

23:24 

Stop the World – I Want to Get Off (с)
Из «Катары: бедняки Христовы или апостолы Сатаны» Анн Бренон.
Перевод credentes: http://credentes.livejournal.com/207205.html

Христианство отсутствия Бога.

«И КАЖДАЯ ДУША БУДЕТ ЛЮБИТЬ ДРУГУЮ…»

«Пьер Отье [последний великий проповедник катаразма] говорил, что после конца света весь видимый мир будет […] уничтожен, и это он назвал адом. Но все души человеческие окажутся тогда в раю, и в небесах будет столько же счастья для одной души, сколько и для другой; все будут спасены, и каждая душа будет любить другую, как любят своего отца, мать или своих детей…» Реестр Инквизиции Жака Фурнье.

Как уже писал об Апостолах Эвервин, и Добрые Христиане - «альбигойцы» XIII века отказывались приписывать Богу как ответственность за дела мира сего, так и власть в этом мире. Они были проповедниками Царства Божьего не от «мира сего, который во зле лежит», согласно определению апостола Иоанна. В этом мире, где открыто поле деятельности для зла, они видели единственно возможный ад, но ад преходящий, который в конце времен придет к своему концу, и который не имеет ничего общего ни с вечностью, ни с Богом, ни с Его благим творением. И что этот конец времен настанет тогда, когда все души людей будут спасены и вернутся к своему Творцу.

Читать дальше.

@темы: ~l'hérésie~, ~l'histoire~, ~le catharisme~, Коллекционер мыслей, Культурологика

23:18 

Две проповеди.

Stop the World – I Want to Get Off (с)
Из приложений к «Беднякам Христовым» Анн Бренон.
За перевод как обычно спасибо credentes: http://credentes.livejournal.com/211838.html

В памяти людей остались проповеди Пьера и Жака Отье, двух последних окситанских Добрых Людей. Они дошли до нас через свидетельства перед Инквизицией. Вот проповедь Пьера Отье, переданная Пьером Маури…

Тогда означенный еретик [Пьер Отье] взял меня за руку и усадил рядом с собой. Раймонд Пейре сидел напротив нас. Означенный еретик сказал мне тогда:

«Пьер, я так счастлив встретить тебя. Мне сказали, что ты хочешь стать добрым верующим, и если Богу так будет угодно, я покажу тебе путь к спасению Божьему, если ты захочешь мне поверить, как Христос показал Своим апостолам, которые не лгали и не обманывали. И это мы следуем их путем, и я скажу тебе причину, по которой нас называют еретиками: это потому, что мир ненавидит нас. И неудивительно, что мир ненавидит нас (1 Ио. 3, 13), ибо так же он ненавидел Господа Нашего и преследовал апостолов Его. И нас, нас самих, преследуют по причине Закона Его, которого мы твердо держимся. Ибо тех, кто жаждет Добра и желает быть твердым в своей вере, их враги, когда они попадают им в руки, распинают и побивают камнями, как они поступали с апостолами, отказывавшимися отречься от единого слова своей веры. Ибо есть две Церкви: одна гонима и прощает, а другая стремится всем завладеть и сдирает шкуру; и только та, которая гонима и прощает, следует истинным путем апостолов; она не лжет и не обманывает. А та Церковь, которая всем владеет и сдирает шкуру - это Церковь Римская».

Читать дальше.

@темы: ~l'hérésie~, ~l'histoire~, ~le catharisme~, Коллекционер мыслей, Красивое., Культурологика

22:27 

Stop the World – I Want to Get Off (с)
Снова немного из приложений к «Беднякам Христовым».
Перевод credentes: http://credentes.livejournal.com/213772.html


ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследователь ХХ столетия, изучающий катаризм, должен совершить смелый акт «контр-ревизионизма»: осмелиться поставить под сомнение все, что до сих пор об этом знали, и во что верили. Нужно осознавать, что по выражению Жоржа Дюби, мы фактически «ничего не знаем о ереси, только от тех, кто ее преследовал и победил, только из актов ее осуждения и опровержения».

Приключения исследователей катаризма

Побежденный и вычеркнутый из Истории, катаризм очень долго был известен именно в интерпретации победителей, особенно доминиканских инквизиторов. До пятидесятых годов ХХ века между историками существовал своего рода добротный консенсус, источником которого служили несколько апологетических трудов, опубликованных в разное время, преимущественно католическими теологами, о том, что катаризм - это окончательно решенный вопрос. Кульминацией этого консенсуса был 1953 год, когда вышла книга Арно Борста Die Katharer, опубликованная через двадцать лет на французском языке под названием Les Cathares. Это была попытка приуменьшить крайности ужасных событий крестовых походов и Инквизиции, представляя их как меньшее зло, необходимое для того, чтобы очистить христианскую Европу от заражения опасной ересью, восточного и манихейского происхождения, подрывавшей общественный порядок.

Нарыв на теле средневекового христианства

Итак, сделаем выводы: катаризм, чужеродный нарост на теле средневекового христианства, не мог восприниматься иначе, как нарыв или гангрена, и в конце концов, христианство отвергло его, выздоровело и очистилось.

Но в те же самые 50-е годы некоторые медиевисты начинают задавать вопросы о том, какой на самом деле была природа этой средневековой ереси, и какую роль она сыграла в эволюции западноевропейского общества. Они попытались приподнять краешек завесы, критически прочитывая документы. Значительную помощь в этом деле оказали внезапные открытия - на протяжении двадцати лет - многих абсолютно новых текстов аутентично катарского происхождения, которые полностью переориентировали исторические исследования. Два катарских трактата - самый знаменитый из которых Книга о двух началах - а также две, а потом три литургические катарские книги на латыни и на окситан, найденные в архивах европейских библиотек, стали объектом изучения. В 1959 году Рене Нелли впервые издал их на французском языке в книге Писания катаров (Denoell).

Катаризм очищается от мифов

Провозглашенный манихейской ересью и преследуемый в Средние века, катаризм определял себя сам, в своих собственных книгах, аутентичным христианским движением. Начиная с 1970-80-х гг. в медиевистике появляется много новых исторических трудов, значительно расширяющих наше познание о происхождении этой ереси из эпохи Тысячелетия и монашеской романской культуры. Эти работы вновь подняли старый вопрос о катаризме. Инициатором и предтечей этого движения стал Жан Дювернуа, который, опубликовав реестры Инквизиции Жака Фурнье, показал нам, наконец, человеческое и социальное измерение средневековых верований Юга. В 1976 году он опубликовал в издательстве Privat книгу «Религия катаров», первый том настоящей Суммы под названием «Катары», наконец, очистившей катаризм от мифов и сказок.

Анн Бренон, апрель 1997.

@темы: ~l'hérésie~, ~l'histoire~, ~le catharisme~, Коллекционер мыслей, Культурологика

00:30 

Stop the World – I Want to Get Off (с)
И снова выдержки из приложений к «Беднякам Христовым» госпожи Бренон.
Перевод credentes: http://credentes.livejournal.com/213312.html


Инквизиция оказалась не так уж эффективна в борьбе с движением вальденсов, не имевших такой жесткой структуры, как катарская Церковь, и более приспособленных к тому, чтобы пережить подполье. Раздающиеся то тут, то там по всей Западной Европе в первые годы XII столетия требования евангельской бедности и свободной проповеди Слова Божьего, начиная с 1170 года кристаллизуются вокруг призвания Лионских Бедняков, которых непримиримость церковных властей вначале отбросила в ряды раскольников, а потом - еретиков. Лионские и ломбардские Бедняки, своего рода предшественники нищенствующих орденов, особенно францисканского, радикализировались во время религиозных преследований и рассеялись по Центральной Европе, примкнув к гуситам, а потом к протестантской Реформы 1532 года.

Вальденсы отказывались от авторитарных структур иерархии Римской Церкви и подвергали сомнению ценность таинств, полученных из рук недостойного священника. В середине XIII века радикальное крыло францисканцев, спиритуалы, объявили, что хотят быть верными образу жизни святого Франциска и отказались вначале от конвентуального пути своего ордена, а потом от его заангажированности в инквизиторские репрессии. В Лангедоке их поддержали третьи ордена бегинов и бегинок. Приняв пророческие апокалиптические видения иоахиммитов - в той или иной степени последователей Иоахима Флорского, они провозгласили неизбежность явления Церкви Духа Святого, которая свергнет власть насильственной, погрязшей в роскоши и привязанной к материальным благам Римской Церкви, когда эпоха Сына сменится эпохой Духа. В Италии движение апостоликов Герарда Сегарелли и Фра Дольчино стали экстремальным пароксизмом этого религиозного движения, провозгласив одновременно и приход Церкви Духа, и осуществление справедливости в этом мире.

В первые десятилетия XIV века Инквизиция стала жечь спиритуалов и бегинов в Лангедоке и апостоликов в Италии - одновременно с последними катарами в Лангедоке. В то же время Джон Уиклиф и его лолларды в Великобритании, как позже Ян Гус в Богемии, а потом табориты, настаивали как на моральной и теологической Реформе извращенной Церкви, так и на социальной справедливости.

Анн Бренон. Консилиум, 1997.

@темы: Культурологика, Коллекционер мыслей, ~le catharisme~, ~l'histoire~, ~l'hérésie~

23:49 

Stop the World – I Want to Get Off (с)
Из приложений к «Беднякам Христовым» Анн Бренон.
Перевод credentes: http://credentes.livejournal.com/212883.html

Не стоит говорить, что попытка вернуть Монсегюр истории означает попытку извлечь пользу из того, что нам известно. Только с этим знанием следует обращаться с как можно большей осторожностью и осмотрительностью, чтобы не утратить ничего из трагического величия его судьбы.

Начнем с того, что Монсегюр никогда не был ни солярным храмом, где катары отмечали «манихейские» празднества или дни солнцестояния (день летнего солнцестояния - это праздник святого Иоанна Крестителя, которого они недолюбливали). Эта гора не содержала ни подземных ходов, ни хранилищ, и никакой подземный собор никогда не скрывал могилы Эксклармонды де Фуа. Монсегюр никогда не был замком Грааля, этого евхаристического символа, с которым катары не знали бы, что делать, потому что они не верили в реальное присутствие тела и крови в хлебе и вине и посмеивались над католическим причастием. Монсегюр не испускал ни теллургических, ни космических излучений, и этот замок никогда не лежал вдоль оси мироздания. Итак, нам нечего делать со всем этим, наоборот, это всего лишь мишура, нашиваемая то одними, то другими на покров, за которым пытаются скрыть Монсегюр, огромный покров всяческого вздора, чтобы замаскировать и заглушить его истинный смысл - историю отчаянной и печальной борьбы с безжалостной властью, внутреннюю силу мужчин и женщин, придавшую им твердость перед лицом костра. Высшую форму свободы - свободы совести, свободы верить по собственному выбору.

Мишель Рокбер. Вступление к книге «Монсегюр, пепел свободы», Privat, 1992.

@темы: ~l'hérésie~, ~l'histoire~, ~le catharisme~, Коллекционер мыслей, Культурологика

12:49 

Stop the World – I Want to Get Off (с)
Анн Бренон, «Две Церкви»
Перевод credentes
Полный текст: http://ostal-eretges.livejournal.com/16466.html


«Церковь-преследовательница, Церковь, которая сдирает шкуру» - это еще и та Церковь, которая владеет. Церковь богатства и власти, возглавляющая сильных мира сего. Это Церковь Римского папства, теократическая уже со времен Григорианской реформы, утверждающая свое главенство «над королями, баронами и князьями». Почти за два столетия до Пейре Отье, в середине XII века и очень далеко от Окситании, в епископстве Льежском и архиепископстве Кёльнском, в Рейнских землях, уже жгли «еретиков». Но тогда Римская Церковь еще не осмеливалась руководить этими казнями. Если даже она обличала и категорически осуждала «ересь» на епископских судах, ссылаясь на авторитет ордена Сито, то все еще несколько опасалась непосредственно участвовать в препровождении этих диссидентов на костер. Ведь ничего в Святых Писаниях, несмотря на серьезную переориентацию христианских идеалов в духе крестовых походов, которые оправдывали убийство неверных, не позволяло формально осуждать на смерть отступников, ссылаясь на Христа. Церковные власти епархии или города давали возможность действовать гражданским властям, которые арестовывали тех, кто отказывался признать свои ошибки, чтобы привлечь их к ответственности. Несколькими десятилетиями позже Инквизиция, также полностью основываясь на каноническом праве, прибегала к хитрым уловкам, привлекая к исполнению казней светскую власть.

@темы: Коллекционер мыслей, ~le catharisme~, Культурологика, ~l'histoire~, ~l'hérésie~

18:33 

Stop the World – I Want to Get Off (с)
Из замечательной статьи Анн Бренон «О методологии»
Перевод credentes: http://credentes.livejournal.com/9825.html

Любое диссидентское движение является для историка очень сложным для изучения, вернее, если так можно сказать, ловушкой по своей природе. С незапамятных времен по этому поводу существует две точки зрения, одна из которых доминирует. И та точка зрения, которая доминирует, преподносится как норма, в любом случае определяющая будущее тех, кого уничтожили. Вот такая «официальная» точка зрения почти исключительно представлена в текстах и исторических трудах, и исходя именно из нее, кодифицируются документальные источники. Таким образом, авторитет победившей власти, исходящий из этих источников, становится авторитетом самим по себе. Проблема и в том, что в этих источниках слишком в общих чертах описана точка зрения уничтоженных, чтобы ее можно было понять, и это требует от историка чрезвычайного умения применить критическую методологию. Кроме того, из-за этих источников в коллективном сознании господствует именно «официальное» видение, а это требует от историка еще и дополнительных интеллектуальных усилий, чтобы преодолеть схемы и стереотипы, сложившиеся до него. Что касается катаризма, то источники, опровергающие эту ересь, очень многочисленны: целые книги цистерианской полемики 12 века и доминиканской 13 века - и особенно огромные антикатарские итальянские Суммы (Монета Кремонский, Райнерий Саккони, Ансельм Александрийский и т.д.) долгое время представляли собой единственный доступный исторический материал.
Читать дальше.

@темы: ~l'hérésie~, ~l'histoire~, ~le catharisme~, Коллекционер мыслей

22:38 

Давно тут такого не было. Зря.

Stop the World – I Want to Get Off (с)
Немного из «Катары: бедняки Христовы или апостолы Статаны?»
Перевод замечательной credentes: http://credentes.livejournal.com/206898.html

С их точки зрения, Отец отправил Своего Сына на землю не для страданий и смерти на кресте, а как посланца, принявшего образ человека, но не в отягощенной злом плоти. Словом Евангелия, «Благой Вестью», пришел Христос напомнить падшим ангелам о потерянном рае и о любви Отчей. И задачей апостолов было нести и распространять это послание пробуждения, адресованное всем людям. Кроме того, перед тем, как вознестись, Христос научил апостолов правилам «закона жизни», то есть, «дороги справедливости и правды» Добрых людей, отказавшихся от насилия, лжи и клятв – а также таинству, обеспечивающему спасение. Прямые наследники апостолов, Добрые Христиане, в свою очередь, претендовали на то, что они являются хранителями дара связывать и развязывать и отпускать грехи, который Христос передал Своей Церкви. Именно это является главным признаком христианской Церкви, и они демонстрировали это наследие, произнося Отче Наш, благословляя и преломляя за своим столом хлеб Слова Божьего в память о Христе. Как и протестанты, они не верили в его реальное превращение в тело Христово. Они также отводили особую роль практике таинства, смывающего грехи и спасающего души, то есть крещению Духом путем возложения рук, единственного таинства, основанного, согласно их мнению, на Новом Завете, и которое действительно зафиксировано как раннехристианский ритуал.

Читать дальше.

@темы: ~l'hérésie~, ~l'histoire~, ~le catharisme~, Коллекционер мыслей

19:56 

Stop the World – I Want to Get Off (с)
Из «Катары: бедняки Христовы или апостолы Сатаны» Анн Бренон.
Перевод credentes: http://credentes.livejournal.com/202656.html


ДОБРЫЕ МУЖЧИНЫ И ДОБРЫЕ ЖЕНЩИНЫ

В бургадах виконтства Каркассон, графства Фуа или графства Тулузского было очень много общинных домов катаров. Женские общины имели также особенные функции гостеприимства. Добрые Женщины кормили голодных за своим столом, ухаживали за больными, принимали путников, устраивали бездомных. Роль женщин в катарской Церкви была намного больше и активнее, чем у католических монахинь. Читать дальше.

МОНАШЕСКИЙ ОРДЕН В МИРУ

Эти монашеские дома и общины каждый месяц посещал диакон, осуществлявший литургию коллективного покаяния, которая соответствовала монастырской католической исповеди. Диаконы назначались епископальной иерархией каждой Церкви, а каждая Церковь управлялась Советом, возглавляемым епископом и двумя коадьюторами, Старшим Сыном и Младшим Сыном. После смерти епископа Старший Сын, уже фактически посвященный в сан епископа, становился его преемником, а Церковь выбирала нового Младшего Сына. Эта организация напоминает структуру ранней христианской Церкви. Подобная организация способствовала тому, что катарское христианство стало монашеским орденом, жившим и действовавшим в миру и делившимся на несколько автономных епископальных Церквей. Оригинальные тексты часто используют термин «орден святой Церкви». Она состояла из клира, соединявшего в себе функции священнического и монашеского чина, а также верующих или верных, приветствовавших свой клир тройным ритуальным поклоном и просьбой о благословении Божьем. Читать дальше.

@темы: Культурологика, Коллекционер мыслей, ~le catharisme~, ~l'histoire~, ~l'hérésie~

00:11 

Stop the World – I Want to Get Off (с)
«Мы сидели, прижавшись друг к другу, поджав колени, опершись спиной о тюки соломы в овине Раймонда Борсера. Мы оба пытались зализывать раны наших истекающих кровью душ и пили вино, которое мой хозяин дал мне для пастухов. Я смотрел на Берната Белибаста, держал его за худую и словно иссохшую руку, но еще полную жизни. Я слушал, как дыхание раздирает ему грудь; я смотрел на резкие движения его головы – которые так хорошо знал – когда он отбрасывал назад длинные черные локоны, падавшие ему на лоб. И у меня появилось острое чувство, что он для меня не просто как брат, а как самый близкий из моих братьев. Что он мне настолько близок, каким никогда не был даже Гийом Маури, самый близкий из братьев по крови. Как это возможно? Я подумал о том, что однажды слышал от доброго человека Фелипа. Об этом родстве душ, урожденных в Боге, более обжигающей близости, чем близость тела и крови телесного родства. Я сказал ему об этом. Он заставил себя улыбнуться.»
(с) Анн Бренон, из романа «Сыны Несчастья»


Не получается спокойно это читать. Впрочем, и хорошо, наверное.
Больше сказать нечего. Это не описать словами. Это надо почувствовать.

@темы: ~l'hérésie~, ~l'histoire~, ~le catharisme~, Коллекционер мыслей, Красивое., Мысли вслух, О книгах и тех, кто их пишет

URL
22:12 

Stop the World – I Want to Get Off (с)
КАТАРИЗМ И РЫНОЧНОЕ ОБЩЕСТВО

Из «Истинный образ катаризма» Анн Бренон
Перевод: credentes
Полностью здесь: http://credentes.livejournal.com/73248.html


Если с одной стороны выходит, что катаризм под различными наименованиями, по-видимому, в целом предпочтительно укоренялся в зонах путей торговли и обмена, в ключевых регионах «докапиталистической» Европы (если позволительно употребить не очень симпатичное и достаточно анахроничное выражение), то с другой стороны, получается, что в Окситании он, несомненно, был прежде всего привилегированной религией как высшей, так и бедной знати. Здесь возникает очевидный парадокс, хотя и со многими оговорками. Прежде всего, класс буржуазии в эту историческую эпоху своего реального возникновения, конечно, сразу же попытался приспособить свои вкусы и нравы к моде высшего света, и даже сделать первые шаги в области экономического и политического развития. Так, например, было с социально-культурным феноменом трубадуров, которые очень быстро стали появляться не только из среды знати, но и буржуазии - и особенно в регионе Тулузен. Точно так же было, без сомнения, и с христианством Добрых Людей. Англичане поспешили придумать слово «снобизм» для обозначения такого рода соблазнительной привлекательности аристократической моды для богатых людей, которым недоставало «благородства» происхождения.

Читать дальше.

@темы: ~l'hérésie~, ~le catharisme~, Коллекционер мыслей, Культурологика

[Пустота]

главная